По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение администрации Козловского района ЧР от 01.07.2015 N 163 "Об утверждении алгоритма действий субъектов профилактики в работе с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, на стадии раннего неблагополучия"



АДМИНИСТРАЦИЯ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. № 163

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ
В РАБОТЕ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ, БЕСПРИЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ,
В КОТОРЫХ ВОСПИТЫВАЮТСЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ,
НА СТАДИИ РАННЕГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в целях предотвращения жестокого обращения с детьми:
1. Утвердить алгоритм действий субъектов профилактики в работе с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, на стадии раннего неблагополучия.
2. Утвердить рекомендации по организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения с детьми и профилактике социального сиротства в Козловском районе Чувашской Республике.
3. Субъектам профилактики руководствоваться данным алгоритмом в своей деятельности.
4. Главному специалисту-эксперту - ответственному секретарю КДН администрации Козловского района Яковлевой О.В. довести алгоритм действий и рекомендации до всех субъектов профилактики.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы - начальника отдела культуры, спорта и туризма администрации Козловского района М.С.Солдатихину.

Глава администрации
Козловского района
В.Н.КОЛУМБ





Утверждено
распоряжением
администрации
Козловского района
Чувашской Республики
от 01.07.2015 № 163

АЛГОРИТМ
ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ В РАБОТЕ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ,
БЕСПРИЗОРНЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, В КОТОРЫХ ВОСПИТЫВАЮТСЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ, НА СТАДИИ РАННЕГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет основные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - субъекты профилактики) и обязывает их выявлять семей и детей, находящихся в социально опасном положении (далее - СОП), проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.
Алгоритм действий субъектов профилактики в работе с безнадзорными, беспризорными несовершеннолетними и семьями, находящимися в СОП, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, закрепляет ответственных за выявление семейного и детского неблагополучия.
Выявление таких несовершеннолетних (семей) может осуществляться в следующих формах:
- выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики;
- выявление несовершеннолетних в ходе рейдов по игровым клубам, брошенным, полуразрушенным домам, подъездам, подвалам, чердакам, теплотрассам, в местах массового отдыха, на рынках, ярмарках и т.д. с последующей проверкой условий их проживания и воспитания;
- при участии граждан, государственных и общественных организаций.
О выявленном факте неблагополучия в семье незамедлительно сообщается в комиссию по делам несовершеннолетним и защите их прав (далее - КДН и ЗП). Специалисты комиссии фиксируют в соответствующем журнале полученные сведения.
Сообщения о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП, могут поступать в КДН и ЗП в следующих формах:
акты обследования жилищно-бытовых условий семьи (письменные информации) - от глав поселений, городских округов, специалистов органов управления образованием, образовательных организаций, территориальных органов министерства здравоохранения и социальной поддержки и др.;
протоколы об административном правонарушении, отказные материалы, представления - от органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции;
устные, письменные сообщения в произвольной форме - от граждан, общественных организаций.
Для получения объективной информации о ситуации в семье, КДН и ЗП в течение 3-х дней со дня получения информации организует первичное обследование условий жизни указанной семьи специалистами учреждений социальной защиты. По результатам обследования составляется акт жилищно-бытовых условий с рекомендациями по определению статуса семьи.
Полученная информация обсуждается на заседании КДН и ЗП. В случае, если сведения указывают на то,
- что семья находится в трудной жизненной ситуации, семья ставится на учет в учреждение социальной защиты населения;
- что семья относится к категории, находящейся в СОП, информация по семье направляется в КДН и ЗП для утверждения статуса семьи и принятия решения по дальнейшей работе;
- что выявлен факт жестокого обращения с детьми или выявление детей, оставшихся без попечения родителей - незамедлительно сообщается в прокуратуру, органы внутренних дел, органы опеки.
В учреждении социальной защиты населения формируется база данных на выявленные семьи по направлениям:
семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
семьи, находящиеся в социально опасном положении.

N
п/п
Субъект системы профилактики
Ф.И.О.
отв-ых лиц
Действия
Сроки
1.
КДН и ЗП
Председатель КДН и ЗП администрации Козловского района
Солдатихина М.С.
Главный специалист-эксперт - ответственный секретарь КДН и ЗП администрации Козловского района Яковлева О.В.
Принимают сообщение (информацию) о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, от органов и учреждений системы профилактики, а также организаций и граждан
Постоянно
Проверяют факт нахождения несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении в 3-дневный срок со дня получения сообщения (информацию) для дальнейшего разбирательства и принятия необходимых мер
В течение 3-х дней
Готовят предложение для рассмотрения материалов в отношении данного несовершеннолетнего (семьи) на заседании КДН и ЗП
В течение 7 дней
Вносят сведения о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в СОП, в районную (городскую) базу данных на основании постановления КДН и ЗП о постановке их на учет как находящихся в СОП
Постоянно
Незамедлительно оказывают содействие по изъятию ребенка, находящегося в социально опасном положении, из семьи, при наличии угрозы для его жизни и здоровья и помещению его в специализированное учреждение для несовершеннолетних
По мере необходимости
Подготавливают совместно с соответствующими органами и учреждениями материалы, связанные с лишением (ограничением) родительских прав при наличии оснований, предусмотренных ст. 69, 70 Семейного кодекса Российской Федерации
По мере необходимости
Координируют и контролируют проведение социальной реабилитации безнадзорного, беспризорного несовершеннолетнего и семьи, находящейся в СОП, путем принятия постановлений, обязательных для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и контроля за их исполнением
Постоянно
Участвуют совместно с другими субъектами системы профилактики в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП (далее - ИПР)
Постоянно
Снимают с учета несовершеннолетнего (семью) на основании решения КДН и ЗП по соответствующим критериям по ходатайству общественных воспитателей несовершеннолетних и (или) органа (учреждения), ответственного за полную реализацию ИПР
По мере необходимости
Осуществляет ежемесячный мониторинг количества безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП, и качества предоставляемых им услуг
Ежемесячно
Анализирует эффективность проводимой ИПР
Регулярно
2.
Органы управления социальной защитой населения
КУ "Центр предоставления мер социальной защиты" Минздравсоцразвития Чувашии Арзамасова Г.З.
Участвуют совместно с другими субъектами системы профилактики в реализации ИПР
Постоянно
Контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений
Постоянно
Внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации
Постоянно
Учреждения социального обслуживания населения
(центры социального обслуживания населения, центры (отделения) социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения)
БУ ЧР "Козловский комплексный центр социального обслуживания населения" Минздравсоцразвития Чувашии
Чапурина Е.А.
Выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП
Постоянно
Незамедлительно информируют органы опеки и попечительства об отсутствии законных представителей несовершеннолетних, выявленном в ходе патронажа семей и новорожденных
В течение 1 дня
В 3-дневный срок со дня принятия постановления КДН и ЗП о постановке несовершеннолетнего (семьи) на учет как находящейся в социально опасном положении разрабатывают ИПР по форме, утвержденной Минздравсоцразвития Чувашии
В течение 3-х дней
Принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в СОП, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства
Постоянно
Предоставляют социальные услуги несовершеннолетним и семьям, находящимся в СОП, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики
По мере необходимости
Информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП
Ежемесячно
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
БУ ЧР "Козловский комплексный центр социального обслуживания населения" Минздравсоцразвития Чувашии
Чапурина Е.А.
Круглосуточно принимают в установленном порядке несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; проживающих в семьях, находящихся в СОП; заблудившихся или подкинутых, самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющих места жительства, места пребывания и или средств к существованию; оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации)
Постоянно
Уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях
Постоянно
Содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей
Постоянно
3.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования
Начальник управления образования администрации Козловского района
Ларионова И.А.
Выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей
Постоянно
Ведут учет несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины
Постоянно
Обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних
Постоянно
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Начальник управления образования администрации Козловского района
Ларионова И.А.
Выявляют безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьи, находящиеся в СОП, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей
Постоянно
Направляют сообщение (информацию) в КДН и ЗП о выявленном факте нахождения несовершеннолетнего (семьи) в СОП для дальнейшего разбирательства и принятия необходимых мер
В течение 1 дня
Участвуют, совместно с другими субъектами системы профилактики, в реализации ИПР
Постоянно
Информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП
Ежемесячно
4.
Органы опеки и попечительства
Сектор опеки и попечительства администрации Козловского района
Софронова Т.Г.
Выявляют факты нахождения несовершеннолетнего и семьи, в которой воспитываются дети (если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей) в СОП
Постоянно
Направляют сообщение (информацию) в КДН и ЗП о выявленном факте нахождения несовершеннолетнего (семьи) в СОП для дальнейшего разбирательства и принятия необходимых мер
В течение 1 дня
Участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, где воспитываются несовершеннолетние, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства
Постоянно
Незамедлительно принимают меры по изъятию ребенка, находящегося в СОП, из семьи, при наличии угрозы для его жизни и здоровья и помещению его в специализированное учреждение для несовершеннолетних
По мере необходимости
Организуют, при необходимости, сбор и подготовку материалов, связанных с лишением (ограничением) родительских прав, составляют мотивированное заключение и направляют материалы по лишению родительских прав в суд
По мере необходимости
Информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП
Ежемесячно
5.
Органы управления здравоохранением и медицинские организации
БУ "Козловская ЦРБ им. И.Е.Виноградова" Минздравсоцразвития Чувашии
Краснова О.В.
Незамедлительно информируют КДН и ЗП о выявленных в ходе патронажа семей и новорожденных фактах нахождения их в СОП, КДН и ЗП и правоохранительные органы - об угрозе жизни и здоровью ребенка, органы опеки и попечительства - обо всех изложенных фактах, касающихся детей, находящихся под опекой (попечительством)
Постоянно
Незамедлительно информируют КДН и ЗП о фактах постановки на учет в организациях и учреждениях наркологической службы лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, имеющих несовершеннолетних детей
Постоянно
Выхаживают и содержат детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействуют органам опеки и попечительства в устройстве данных несовершеннолетних
По мере необходимости
Оказывают консультативную помощь работникам органов и учреждений системы профилактики, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних
Постоянно
6.
Органы службы занятости населения
КУ ЧР "Центр занятости населения Козловского района" Осипова Л.С.
Участвуют, совместно с другими субъектами системы профилактики, в реализации ИПР
По мере необходимости
Информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП
Ежемесячно
7.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
Инспектор ПДН ОМВД России по Козловскому району
Лукьянова С.П.
Незамедлительно информируют КДН и ЗП о выявленных фактах нахождения несовершеннолетних (семей) в СОП, КДН и ЗП, органы и учреждения здравоохранения - об угрозе жизни и здоровью ребенка, органы опеки и попечительства - обо всех изложенных фактах, касающихся детей, находящихся под опекой (попечительством)
Постоянно
Участвуют, совместно с другими субъектами системы профилактики, в реализации ИПР
Постоянно
Информируют КДН и ЗП о проделанной работе по форме, утвержденной КДН и ЗП
Ежемесячно

Справочная информация

Нормативно-правовая база

Деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части выявления семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, строится в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. № 68 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике";
Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. № 310 "Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 октября 2005 г. № 258 "О социальном обслуживании населения в Чувашской Республике";
приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 30 марта 2014 г. № 613 "О создании участковой социальной службы для работы с семьями и детьми".

Основные используемые термины

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.





Утверждено
распоряжением
администрации
Козловского района
Чувашской Республики
от 01.07.2015 № 163

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, ФАКТОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
И ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В КОЗЛОВСКОМ РАЙОНЕ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Одной из основных причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса. Зачастую помощь детям и семьям, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации осуществляется различными ведомствами разрозненно, по разным критериям и основаниям и из-за отсутствия эффективного взаимодействия не представляет собой единого комплекса мероприятий. Результатом подобных действий в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи.

Таблица 1

Динамика
ограничения и лишения одного или обоих родителей
родительских прав за период с 2009 по 2014 год

Год
Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей
Число детей, родители которых ограничены в родительских правах
Число детей, родители которых лишены родительских прав
Число детей, у которых оба родителя лишены родительских прав
2009
22
0
12
5
2010
8
0
8
8
2011
9
0
6
4
2012
10
2
6
6
2013
5
0
2
2
2014
11
3
0
0

По состоянию на 1 января 2014 г. в Козловском районе проживает 139 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2013 - 143 ребенка), из них 5 (100%) несовершеннолетних переданы на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, попечителей (в 2012 г. - 9 детей и 90% соответственно).
В настоящее время 121 ребенок воспитывается в семьях опекунов и попечителей, 62 ребенка в приемных семьях, 59 детей в семьях опекунов (попечителей).
Однако следует отметить что, в Чувашской Республике ежегодно из замещающих семей возвращаются в государственные учреждения от 15 до 25 детей, оставшихся без попечения родителей. Так в 2013 году в Козловском районе возвратов (вторичного сиротства) не было, (в 2012 г. - 1 ребенок).
Для кардинального изменения ситуации в области сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальном уровне работу по профилактике социального сиротства, раннему выявлению, учету и устройству детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, помощи семьям, находящимся в социально опасном положении необходимо организовать на системной основе, определить порядок взаимодействия в рамках указанной системы органов и учреждений различной ведомственной принадлежности.

Правовая основа организации работы с детьми,
нуждающимися в помощи и защите государства

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы по защите прав и интересов несовершеннолетних и является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Сохранение семьи - основная задача реализуемой региональной стратегии действий в интересах детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики организована работа по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот. Руководствуясь Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в Чувашской Республике разработана Программа первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чувашской Республике, которая утверждена распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. № 638-р, Государственная программа Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы, утверждена постановлением Кабинета Министров от 16.12.2011 № 589.
В целях обеспечения эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, противодействию преступлениям против семьи и несовершеннолетних на территории Чувашской Республики принят ряд основополагающих нормативно-правовых актов и целевых программ (Закон Чувашской Республики от 25.11.2003 № 38 "О профилактике правонарушений в Чувашской Республике", Закон Чувашской Республики от 24.07.2009 № 43 "О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие", Указ Главы Чувашской Республики от 10.07.2013 № 68 "О дополнительных мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике", Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 декабря 2003 г. № 728-р "О Плане мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике на 2013 - 2018 годы", Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. № 589 "О государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы" (в ред. от 24.01.2013 № 25), Республиканская целевая программа "Дети Чувашии" на 2011 - 2020 годы, Программа первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чувашской Республике (утверждена распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. № 638-р), Государственная программа Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров от 16.12.2011 № 589) и др.).
Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется комплекс организационно-практических мер, направленных на выявление различных форм семейного неблагополучия, профилактику социального сиротства, преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также нарушения их прав и законных интересов.

Органы и учреждения или иные организации, участвующие
в деятельности по профилактике социального сиротства

В деятельности по раннему выявлению семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения с детьми и профилактике социального сиротства на территории Козловского района Чувашской Республики участвуют следующие органы, подведомственные им структуры, учреждения и иные организации, в том числе общественные:
- Уполномоченный по правам ребенка в Козловском районе Чувашской Республике;
- сектор опеки и попечительства администрации Козловского района;
- органы местного самоуправления (местные органы сельских поселений), социально-участковые службы;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Козловского района;
- муниципальные (частные) дошкольные образовательные организации;
- муниципальные (частные) общеобразовательные организации;
- органы управления здравоохранением и медицинские организации;
- БУ ЧР "Козловский комплексный цент социального обслуживания населения" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики;
- ОМВД России по Козловскому району;
- КУ Чувашской Республики "Центр занятости населения Козловского района" Государственной службы занятости населения Чувашской Республики;
- иные органы, организации и учреждения, участвующие в процессе оказания помощи несовершеннолетним детям, нуждающимся в помощи государства и неблагополучным семьям.

Выявление и систематизация источников информации
о семейном неблагополучии и проведение обследования

Профилактика (от греч. prophylaktikos - предохранительный) - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека.
Профилактика социального сиротства предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Выявление неблагополучных семей осуществляется в соответствии с требованиями ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Завершающей процедурой, подтверждающей наличие неблагополучия, является проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.
Основанием для проведения обследования являются устные или письменные обращения юридических или физических лиц, содержащие сведения о несовершеннолетних, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или иных организаций, либо создают своими действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью несовершеннолетних либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию (далее - сведения).
Проводить обследование обязаны орган опеки и попечительства либо образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации), если им в установленном порядке переданы полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних и их семей.

Функции и задачи органов и организаций,
задействованных в процессе выявления различных форм
семейного неблагополучия

Орган опеки и попечительства

1. В случае выявления или получения информации о семьях с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе семьях опекунов (попечителей), усыновителей, в которых замещающие родители испытывают трудности в воспитании детей), имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, но еще не относящихся к категории находящихся в социально опасном положении передают информацию в социально-реабилитационный центр помощи семье и детям, а в случае его отсутствия на территории района - в центр социального обслуживания на территории муниципалитета для оказания семье комплекса социальных услуг и поддержки в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
2. При получении информации (устной или письменной) о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию от субъектов межведомственного взаимодействия, граждан специалисты органов опеки и попечительства должны в течение часа после поступления информации сообщить о ней в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, при наличии в информации обстоятельств, которые могут содержать признаки правонарушения либо преступления, незамедлительно в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району по месту жительства несовершеннолетнего. Передача информации фиксируется в журнале (дата и время передачи сведений, кому передана информация).
3. Совместно со специалистами районной КДН и ЗП, при наличии к тому законных оснований, сотрудниками ПДН ОМВД России по Козловскому району (не позднее чем в течение трех дней), организуют первичное обследование условий проживания и воспитания детей для получения объективных сведений о ситуации в семье. По результатам обследования составляется Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме установленной приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 № 334.
4. При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, составляют заключение и передают его после утверждения руководителем муниципалитета в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Примечание: При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего(них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, в их отсутствие сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Козловскому району составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
5. В случае выявления фактических данных, свидетельствующих о наличии угрозы для жизни и (или) здоровья ребенка незамедлительно принимаются меры по изъятию ребенка и его жизнеустройству. Порядок действий специалистов в сфере опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.
Примечание: Сведения о вновь выявленных детях на территории муниципального района в течение дня подлежат передаче устно (по телефону) специалисту по сопровождению замещающих семей муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (далее - специалист - куратор). Специалист-куратор до 16.00 часов передает информацию в отдел организации деятельности по опеке и попечительству и защите прав детей в управлении молодежной политики Минобразования Чувашии.
6. При поступлении сведений о ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, нарушении прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки и попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, а также при выявлении фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законодательством или договором правил охраны имущества подопечного и/или распоряжения его имуществом, решают вопрос об отстранении опекуна или попечителя от возложенных на него обязанностей.
7. При получении сведений из больницы о рождении ребенка, матери которого не исполнилось 16 лет, принимают меры по назначению ребенку опекуна, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетним родителем (статья 62 Семейного кодекса РФ), полученные сведения незамедлительно, посредством телефонной либо иной связи, передают в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Организация работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства, осуществляется председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Козловского района. Председатель КДН и ЗП координирует деятельность субъектов системы профилактики (органы опеки и попечительства, ОМВД России по Козловскому району, органы управления здравоохранения, органы управления образованием, органы и учреждения социальной защиты населения, уголовно-исполнительная инспекция, службы занятости и другие органы и учреждения) по организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации.
1. При поступлении информации о детях, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, от субъектов межведомственного взаимодействия (кроме специалистов в сфере опеки и попечительства) или граждан, в течение часа сообщают о ней в орган опеки и попечительства, а в случае получения сведений о возможном наличии признаков правонарушений или преступления, либо когда личность детей не установлена, незамедлительно в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району по месту выявления указанных детей.
Ответственный секретарь КДН и ЗП по месту жительства (пребывания) ребенка и (или) семьи после поступления информации о семьях и несовершеннолетних, предположительно находящихся в социально опасном положении, фиксирует ее в журнале первичного учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установленной форме.
2. В целях проверки фактов, поступивших о несовершеннолетнем и семье, находящихся в социально опасном положении, получения объективной информации о несовершеннолетнем, его семье, КДН и ЗП: в течение 3 рабочих дней со дня получения информации организует выезд в семью и первичное обследование условий его жизни с привлечением специалистов в сфере опеки и попечительства, при наличии законных оснований, также сотрудников ПДН ОМВД России по Козловскому району (не менее трех человек) с оформлением акта первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи.
Акт первичного обследования составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, второй экземпляр направляется в КДН и ЗП, третий остается у привлеченного специалиста системы профилактики.
3. В случае подтверждения по результатам проверки наличия признаков семейного неблагополучия, КДН и ЗП готовит материалы на несовершеннолетнего и его семью и рассматривает вопрос о постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет в Банк данных на очередном заседании КДН и ЗП, но не позднее 1 месяца со дня поступления первичных сведений.
4. При наличии фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего(них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 КоАП РФ.
5. В случае выявления угрозы для жизни и здоровья ребенка оказывают содействие специалистам в сфере опеки и попечительства в отобрании ребенка в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.
6. При отсутствии угрозы для жизни и здоровья ребенка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи составляют заключение и представляют его на утверждение руководителю муниципалитета.

Органы управления здравоохранением и медицинские организации

1. При постановке женщин на учет по беременности определяют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного и в случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трех суток передают соответствующую информацию в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства беременной. Передача информации фиксируется в журнале (дата и время передачи сведений, кому передана информация).
2. При постановке на учет несовершеннолетней беременной направляют в течение трех часов соответствующую информацию специалистам в сфере опеки и попечительства, а в случае, если беременность наступила до достижения несовершеннолетней 16 лет, незамедлительно в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району по фактическому месту жительства беременной для выяснения условий проживания несовершеннолетней и условий, способствующих ранней беременности.
3. Принимают меры по организации работы с беременной, по разъяснению ей прав и обязанностей родителей после рождения ребенка, профилактике отказа от ребенка и наступления смерти от внешних причин.
4. В случае поступления беременной или женщины в родах в родильное отделение, которая является членом семьи, находящейся в социально опасном положении и (или) вызывает настороженность в части социального благополучия и возможности надлежащего ухода за новорожденным ребенком: медицинскому персоналу родильного дома (отделения) необходимо поставить в известность руководителя учреждения (главного врача, заместителя главного врача по лечебной работе); руководитель родильного дома (лечебно-профилактического учреждения) в течение суток с момента поступления информации, передает сведения в детскую районную поликлинику по месту предполагаемой выписки новорожденного; передача информации фиксируется в журнале (дата и время передачи сведений, кому передана информация); руководитель детской поликлиники передает сведения в орган опеки и попечительства по месту регистрации роженицы; совместно с органами опеки и попечительства организуют работу по обследованию жилищно-бытовых условий по адресу предполагаемой выписки новорожденного.
При подтверждении факта невозможности проживания новорожденного в данных условиях (угрозы жизни или здоровью) органы опеки и попечительства решают вопрос его жизнеустройства после выписки на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ.
5. При выявлении сведений о наличии заболеваний родителей, препятствующих выполнению ими родительских обязанностей: о единственном или обоих родителях-инвалидах 1 и 2 группы без трудовой рекомендации, которые не могут самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка; о случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя; родителях-наркоманах, токсикоманах, алкоголиках; родителях, имеющих психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограничено дееспособными; родителях, имеющих злокачественные онкологические заболевания и т.д. должны сообщить в органы опеки и попечительства.
6. При посещении детей на дому и на приемах в поликлинике и выявления наличия в семье неблагополучных социальных факторов вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи. Осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка. Ведут учет социально неблагополучных семей в профильном журнале.
Сведения о таких детях не позже 3 дней направляют в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Козловского района, а в случае выявления факторов, угрожающих жизни и (или) здоровью детей, незамедлительно сообщают в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району.
7. При обследовании детей в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. В случае установления факта трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения в течение трех суток передают соответствующую информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего(ней) по установленной форме.
8. При выявлении несовершеннолетних с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка незамедлительно сообщают в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району (не позже 3-х часов) направляют информацию по установленной форме в орган опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего(ней), прокуратуру.
9. При выявлении детей, которых в больнице (более 1 месяца) не навещают родители (законные представители), уведомляют орган опеки и попечительства по месту регистрации ребенка, а в случае его неизвестности (отсутствия) - специалистов в сфере опеки и попечительства по месту нахождения медицинской учреждения.
10. При поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение 7 дней направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства по месту регистрации ребенка (а в случае ее отсутствия - по месту нахождения медицинского учреждения).
11. При поступлении информации о родителях, имеющих несовершеннолетних детей, злоупотребляющих алкоголем, наркотическими и психотропными веществами, а также о несовершеннолетних, употребляющих наркотические, психотропные или токсические вещества, а также медикаменты без назначения врача (в случае наступления токсического отравления) незамедлительно (в течение трех часов с момента обращения, поступления) направляют сведения по факсу в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, сообщают в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы здравоохранения (при необходимости госпитализируют).

Дошкольные образовательные организации

Обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии воспитанников их внешний визуальный осмотр.
При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (не позже трех часов с момента выявления) сообщают в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району, направляют информацию специалистам опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка о месту нахождения образовательного учреждения и в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по установленной форме.

Общеобразовательные организации

Обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр.
1. При выявлении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, принимают меры к выяснению причин, проводят обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования по результатам которого принимают решение о постановке обучающегося на внутришкольный учет.
2. В течение 3-х дней с момента постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет направляют информацию об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по фактическому месту жительства несовершеннолетнего по установленной форме.
3. При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (не позднее трех часов с момента выявления) направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району, по месту нахождения образовательного учреждения.
4. Формируют социальный паспорт учреждения, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего(ней) по установленной форме.

Подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Козловскому району

1. При выявлении несовершеннолетних и родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении информируют субъекты системы профилактики (органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения) в соответствии со ст. 9 ФЗ№ 120-1999 г.
В пределах своей компетенции проводят профилактическую работу: с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, с родителями и законными представителями, не исполняющими обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно, влияющих на их поведение и (или) жестоко обращающихся с ними.
2. При выявлении родителей (законных представителей) не выполняющих или выполняющих ненадлежащим образом обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними ставят на учет. В течение 10 суток дней после постановки на учет вышеуказанных родителей направляют информацию по установленной форме в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства названных родителей. В случаях, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", незамедлительно информируют соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
3. При наличии в поступившей информации данных о совершении в отношении несовершеннолетнего правонарушения и преступления незамедлительно информирует дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне по месту проживания ребенка, приступает к выполнению должностных обязанностей, установленных нормативными правовыми актами МВД России, МВД по Чувашской Республике).
4. После освобождения несовершеннолетних из учреждений УИС, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении, информируют органы социальной защиты населения.
5. При выявлении несовершеннолетних беспризорных детей доставляют их в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне. Копии актов о выявлении беспризорного ребенка (форма установлена совместным приказом Минздрава РФ и МВД РФ от 20.08.2003 № 414/633) в течение суток направляются должностным лицом ОДН ОВД в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также - специалистам в сфере опеки и попечительства по месту выявления беспризорного.
6. При установлении факта нахождения ребенка в обстановке угрожающей его жизни и здоровью, но при отсутствии крайней необходимости, принимают меры к вызову специалиста сектора опеки и попечительства при администрации Козловского района, при наличии оснований, установленных законодательством оказывают ему содействие в отобрании ребенка в порядке предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации.

Центры социальной помощи семье и детям

1. При выявлении семей и детей, нуждающихся в государственной защите, выясняют причины и факторы социального неблагополучия, их потребности в государственной защите, и ведут их дифференцированный учет. Оказывают помощь семьям в решении вопросов по преодолению сложных жизненных ситуаций. Участвуют в привлечении различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семье и детям. Осуществляют социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

2. В пределах своей компетенции принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (Закон Чувашской Республики от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
3. Предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. При выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно (в течение 3-х часов) направляют информацию по установленной форме в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району, специалистам сектора опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического жительства несовершеннолетнего(ней).
5. В соответствии с п.п. 2, 4, 5 ст. 13 ФЗ-120 круглосуточно принимают несовершеннолетних безнадзорных, беспризорных и других детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Помещают ребенка в карантинное отделение, проводят медицинское обследование, принимают дополнительные меры по установлению его личности и осуществляют социальную реабилитацию.
6. В случае выявления какого-либо заболевания ребенок передается в учреждения здравоохранения. Если ребенок здоров и не захотел вернуться на место прежнего проживания, ему предоставляются бесплатные социальные услуги в соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ-120. После установления причин и условий безнадзорности ребенок возвращается в семью либо остается в учреждении до решения вопроса о лишении родительских прав и дальнейшего определения в приемную семью или интернатное учреждение (Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896).
7. В случае побега безнадзорного ребенка администрация обязана самостоятельно принять меры для поиска ребенка, сообщить незамедлительно в устной форме в ОМВД России по Козловскому району, а в течение суток - направить письменное уведомление в дежурную часть ОМВД России по Козловскому району и в учреждение, направившее ребенка, для принятия мер по поиску и устройству ребенка.

Уполномоченные по правам ребенка

В пределах своей компетенции рассматривают обращения о фактах жестокого обращения, насилия в отношении детей или об угрозе их совершения, принимают меры по их пресечению. Информируют КДН и ЗП, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, об известных им случаях жестокого обращения или насилия в отношении детей. Принимают участие в мероприятиях, направленных на профилактику жестокого и пренебрежительного отношения к детям.
КУ Чувашской Республики "Центр занятости населения Козловского района" Государственной службы занятости населения Чувашской Республики
Организуют в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения; временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; осуществляют мероприятия, способствующие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

Организация работы по раннему выявлению детей,
нуждающихся в государственной помощи и защите

На этапе работы с ребенком и семьей, находящейся в социально опасном положении с целью принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо провести:
- сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
- сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
- формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
- выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребенка и его семьи;
- анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.
Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ ее окружения и отношений между ее членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и должен завершаться документированием полученных результатов.
Оценка положения семьи должна проводиться совместными усилиями специалистов системы профилактики и членов семьи. Этот командный подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту - понять ценности, ощущения, потребности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспринимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что "лежащие на поверхности" проблемы, возникают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому, если специалисты помогут семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно также под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличностных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводится совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.
При принятия решений, проведении социального расследования важно учитывать факторы, которые повышают или понижают риск жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он уязвим по отношению к жестокому обращению или неудовлетворению его основных жизненных потребностей. Дети грудного и младшего возраста не могут защитить себя, убежав, уклонившись от удара, позвав на помощь или рассказав кому-нибудь о жестоком обращении. Они полностью зависят от взрослых в плане удовлетворения их основных потребностей, больше подвержены инфекционным и другим заболеваниям. В этот период быстрого роста и развития дети нуждаются в правильном питании, поддержке, заботе, защите и стимулировании со стороны взрослых. Если эти нужды не удовлетворяются, то это может приостановить и поставить под угрозу процесс роста и развития ребенка. Дети более старшего возраста часто находят возможность выйти из ситуации, в которой им грозит жестокое обращение или неудовлетворение потребностей, они могут попросить о помощи, защитить себя или самостоятельно удовлетворить, по крайней мере, некоторые из своих потребностей.
Необходимо принимать во внимание не только возраст ребенка, но и уровень развития у него навыков самообслуживания. Ребенок школьного возраста, который страдает от серьезного заболевания или имеет слабо развитые навыки самообслуживания, может быть столь сильно уязвим перед жестоким обращением, как и ребенок младшего возраста. Родители по-разному реагируют на обвинения в жестоком обращении с детьми или неудовлетворении их основных жизненных потребностей. Одни признают существование проблемы, готовы при содействии специалистов обсудить условия, которые привели к ее возникновению, и признать, что именно они отвечают за защиту своего ребенка. Другие отрицают существование проблемы, и рассчитывать на то, что они защитят ребенка, нельзя. Степень готовности родителя исправить ситуацию в интересах ребенка и устранить условия и причины, приведшие к жестокому обращению с ним и неудовлетворению основных жизненных потребностей, являются важным фактором оценки положения и организации помощи.
Стрессовые и кризисные ситуации в семье значительно повышают уровень риска, которому подвержен ребенок. К важнейшим стресс-факторам относятся значительные жизненные перемены, такие как развод, смерть, разрыв отношений между супругами, изменение состава семьи, потеря работы, тюремное заключение, болезнь или инвалидность. Несколько незначительных и не связанных между собой стресс-факторов могут иметь кумулятивный эффект, в результате чего внешне небольшое событие может ввергнуть семью в кризис.
Для семей, переживающих стресс, одним из важнейших факторов безопасности является наличие возможности обратиться за сторонней помощью. Чем скорее удастся устранить стрессовую ситуацию или взять ее под контроль, тем ниже вероятность того, что она разовьется в полномасштабный кризис. Напротив, отсутствие возможности получить конкретную помощь и ресурсы от конкретных других людей, изоляция семьи и ее неспособность или неготовность воспользоваться имеющимися в ее распоряжении ресурсами повышают риск возникновения неблагополучия.
В случае выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители не понимают недопустимости жестокого обращения с ребенком, систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка, а индивидуальная профилактическая работа с семьей не приносит желаемых результатов, органы опеки и попечительства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родителей в их правах. Такой иск направлен на предупреждение повторных случаев опасных для жизни, здоровья и развития детей, случаев насилия над ними в семье или уклонения родителей от исполнения своих обязанностей, а также для предупреждения негативных последствий, связанных с жестоким обращением с детьми.
Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.


------------------------------------------------------------------