По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации г. Алатыря ЧР от 26.11.2015 N 998 "О прогнозе социально-экономического развития города Алатыря Чувашской Республики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛАТЫРЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. № 998

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА АЛАТЫРЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьей 6 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" и Уставом города Алатыря Чувашской Республики администрация города Алатыря постановляет:
1. Принять к сведению основные показатели прогноза социально-экономического развития города Алатыря Чувашской Республики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложениям 1, 2 (не приводится) и принять их за основу при формировании налогооблагаемой базы и бюджета города на 2016 год и на период до 2018 года.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации - начальника отдела экономики Т.Б.Ежову.

Глава администрации
города Алатыря
А.В.СЕДОВ





Приложение 1
к постановлению
администрации
города Алатыря
от 26.11.2015 № 998

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА АЛАТЫРЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Основные параметры прогноза социально-экономического развития города Алатыря на 2016 год и на период до 2018 года определены исходя из анализа социально-экономического развития города за предшествующие годы, а также оценки влияния внешних условий развития экономики, определяемые ситуацией, складывающейся на российском и мировом рынках и наметившихся тенденций в текущем году.
Базой для разработки прогноза социально-экономического развития на 2016 год и на период до 2018 год послужили основные показатели развития города за два предшествующих года (2013 - 2014 годы), ожидаемая оценка основных показателей развития предприятий и организаций города за текущий 2015 год.

Общая оценка социально-экономической ситуации в городе за отчетный период

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Экономический барометр города
за январь - сентябрь 2015 года
(в процентах к январю - сентябрю 2014 года)

Положительные тенденции

Темпы роста промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года составили:
- на крупных и средних предприятиях - 128,5 процента, на малых - 108,0 процентов;
Темп роста оборота розничной торговли по крупным и средним организациям (в текущих ценах) составил 102,5 процента;
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города выросла на 8,1 процента, на малых предприятиях - на 7,0 процентов;
Прибыль (до налогообложения) по итогам деятельности крупных и средних организаций выросла по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 46,2 процента;
Сумма налоговых платежей, уплаченных предприятиями и организациями города в бюджеты всех уровней, увеличилась на 11,7 процента;
Получен прирост поступления налоговых доходов в бюджет города по сравнению с январем - сентябрем 2014 года на 6,7 процента;
Естественная убыль населения сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 6 человек (на 3,5 процента);
По городу сложился достаточно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы 0,61%.

Отрицательные тенденции

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям снизились на 50,6 процентов (в текущих ценах), по малым предприятиям - на 9,8 процента;
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования снизился на 40,6 процента;
Индекс физического объема работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда, составил 82,7 процента;
Доля убыточных организаций по сравнению с аналогичным периодом 2014 года увеличилась на 12,5 процентных пункта.
Развитие города обеспечивали 309 организаций и 1137 предпринимателей. Ведущим звеном экономики муниципального образования является промышленность, представленная 12 крупными и средними предприятиями.
В целом предприятиями "обрабатывающих производств" и обеспечивающими производство и распределение электроэнергии, газа и воды (без субъектов малого предпринимательства) за январь - сентябрь т.г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму более 4,3 млрд. рублей, что составляет 128,5,2% к соответствующему периоду прошлого года (за 1 полугодие 2015 года - 140%).
Сохраняют темпы отгрузки продукции следующие предприятия: ПАО "Завод "Электроприбор" (111,8%); ОАО "Электроавтомат" (108,1%); ОАО "5 арсенал" (в 4,8 раз.), АО "Алатырский механический завод" (140%), ООО "Молочное дело-Ивня" (113,5%); ООО "Алатырская бумажная фабрика" (135,3%), обособленное подразделение ОАО "Элетех" (159,1%)
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь - август 2015 года работникам организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства г. Алатырь, составила 18836 рублей, или 108,3% к январю - августу 2014 года.
По предприятиям обрабатывающих производств размер средней заработной платы увеличился до 18694,2 рубля, или на 13,6% к соответствующему периоду 2014 года.
Размер среднемесячной заработной платы по предприятиям, занятым производством и распределением теплоэлектроэнергии, газа, воды достиг 21,0 тыс. рублей, что составляет 108,2% к соответствующему периоду 2014 года.
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата у работников финансовой сферы и социального страхования - до 25,2 тыс. рублей.
Среднемесячная заработная плата работников в целом сферы образования и здравоохранения города составила 15,9 и 16, тыс. рублей, что составляет соответственно к соответствующему периоду 2014 года 98,0 и 109,3%.

Промышленное производство

Определяющую роль в экономике г. Алатыря играет производство транспортных средств, электрооборудования, машин и оборудования, на долю которого по состоянию на 01.01.2015 приходится 53,2% общего объема отгруженной продукции по городу. Данная отрасль представлена такими градообразующими предприятиями, как ОАО "Электроавтомат", ПАО "Завод "Электроприбор", АО "Алатырский механический завод", АО "5 арсенал".
Базовый 2014 год складывался довольно трудно для финансово-хозяйственной деятельности большинства промышленных предприятий города. По ряду видов экономической деятельности обрабатывающих производств наблюдался низкий индекс производства по сравнению с высокими темпами прироста за 2013 год.
В результате объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям обрабатывающих производств превысил 4,6 млрд. рублей, что составило 91,9% к 2013 году.
По оценке 2015 года объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по предприятиям "Обрабатывающие производства" складывается в сумме 5,5 млрд. рублей, или 120% к уровню 2014 года.
По предварительной оценке за 2015 год сохраняют высокий темп отгрузки товаров, работ и услуг ООО "Алатырская бумажная фабрика", АО "Алатырский механический завод", ОАО "Электроавтомат", ООО "Молочное дело-Ивня", структурное подразделение ОАО "Элетех".
В прогнозируемом периоде будет обеспечиваться расширение выпуска промышленной продукции предприятиями обрабатывающих производств.
Градообразующие предприятия акционерные общества "Завод "Электроприбор", "Электроавтомат", до конца текущего года и на 2015 год в основном обеспечены заказами, сохраняют связи с постоянными потребителями, ведут поиск новых контрактов и инвесторов. Сокращения производственного персонала на 2016 - 2018 годы не прогнозируется.
Работа предприятий направлена на сохранение существующего персонала и дальнейшее развитие через глубокую диверсификацию производства. Растущий объем производства будет обеспечиваться за счет загрузки свободных мощностей и автоматизации производства.
Предприятия города продолжают модернизацию промышленного производства. Увеличивается доля производства пищевых продуктов, комбикормов, целлюлозно-бумажной продукции в общем объеме отгруженных товаров. Растет производство продукции двойного назначения и импортозамещающих изделий электротехнического направления. Прирост здесь составил более 19,5%, это очень важное направление деятельности для города.
По прогнозу на 2016 год объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями обрабатывающих производств прогнозируется в объеме 5,8 млрд. рублей по первому варианту, по второму - 5,9 млрд. рублей, что в действующих ценах соответственно на 5,0 - 6,2% больше по отношению к оценке за 2015 год. С учетом индексов-дефляторов в промышленности 108,6 - по 1 варианту, 107,5% - по 2 варианту, индекс производства в 2016 году прогнозируется в диапазоне от 96,6% до 98,8%.
За 2017 год объем отгруженных товаров увеличится до 6,3 - 6,5 млрд. рублей, что составляет к прогнозу 2016 года в действующих ценах 108,4% - по 1 варианту, и 110,8% - по 2 варианту. Расчетный индекс производства прогнозируется с темпом роста к 2016 году в диапазоне 100,5% - 103,6%.
На 2018 год прогнозируется увеличение объема отгруженных товаров по сопоставимому кругу предприятий до 6,9 - 7,3 млрд. рублей, темп роста в действующих ценах составит 108,9% - 1 вариант, 111,7% по 2 варианту. Расчетный индекс производства прогнозируется с темпом роста в диапазоне 102,3% - 105,2%.
Прирост индекса промышленного производства планируется обеспечить за счет реализации инновационных проектов, расширения импортозамещения и модернизации действующих производств основных предприятий города.
По видам экономической деятельности ситуация складывается следующим образом:
Производство пищевых продуктов предприятиями города в 2016 году в действующих ценах увеличивается на 10,3%, и превысит в 1,7 млрд. руб. против 1,5 млрд. руб. - в 2015 году. К 2018 году производство пищевых продуктов, включая напитки увеличится до 2,0 млрд. рублей.
В прогнозируемый период за 2015 - 2018 годы более чем на 57% прогнозируется увеличить объем производства товаров целлюлозно-бумажного производства. Производство бумаги и картона планируется довести с 38,7 тыс. тонн в 2013 году до 41,4 тыс. тонн к 2018 году.
По разделу "производство транспортных средств и оборудования" прогнозируется увеличить объемы отгрузки продукции с 1,0 млрд. рублей в 2014 году до 1,6 млрд. рублей в 2018 году. Основная доля объема приходится на производство частей подвижного состава, производство путевого оборудования, отгрузка которого в ОАО "Алатырский механический завод" возрастет к 2018 году по сравнению с 2014 годом почти в 2 раза.
По разделу "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" объемы отгрузки продукции увеличатся с 580 млн. рублей по отчету за 2013 год до 1,6 млрд. рублей в 2018 году. Прогнозируется увеличение производства приборов и аппаратуры для контроля и измерения электрических величин, ионизирующих излучений и параметров электросвязи более чем в 2,0 раза, производства прочих частей и принадлежностей летательных аппаратов, включая оборудование космических объектов более чем в 2,3 раза. Производство аппаратуры световой и звуковой сигнализации, бытовых электрических приборов увеличится на 30 - 33%.

Инвестиции. Строительство.

С начала т.г. инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям снизились на 46,0% (в сопоставимых ценах), по малым предприятиям - на 49,3%.
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования снизился на 40,6%.
Индекс физического объема работ, выполненных собственными силами по договорам строительного подряда организациями по виду по виду деятельности <Строительство>, в сопоставимых ценах составил 82,7%.
За январь - сентябрь 2015 года объем инвестиций по крупным и средним организациям, без учета субъектов малого предпринимательства, составил всего 156,868,0 млн. рублей, или 45,3% к соответствующему периоду 2014 г. Из них вложено:
- 41,4 млн. рублей бюджетных ассигнований в жилищное строительство и развитие инфраструктуры города;
- 115,5 млн. рублей собственных средств предприятий промышленности на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей.
Кроме того, около 90 млн. рублей собственных и заемных средств предпринимателей и населения направлено на строительство индивидуально-частного жилья, объектов торговли и сферы услуг.
По оценке 2015 года объем инвестиций за счет всех источников финансирования (с учетом средств субъектов малого предпринимательства и кредитных ресурсов), вложенных в развитие экономики города, составит 423,2 млн. рублей, или 70,0% к отчету 2014 г. (за 2014 год вложено 604,2 млн. рублей).
Объем инвестиций по крупным и средним организациям оценочно превысит за 2015 год 318,0 млн. рублей (за 2014 г. - 422,87 млн. руб.). Из них сумма бюджетных ассигнований, вложенных в развитие социальной и инженерной инфраструктуры города превысит 130 млн. рублей.
Снижение объема инвестиций в текущем году связано с тем, что за 2014 год реализованы такие крупные инвестиционные проекты как строительство детского сада на, 2 газовых блочно-модульных котельных с сетями.
На 2016 год прогнозируемый объем инвестиций за счет всех источников финансирование складывается в сумме 391,0 млн. рублей - по 1 варианту и 397 млн. рублей - по 2 варианту, на 2017 г. соответственно - 418,0 - 429,0 млн. рублей, на 2018 год - 460,0 - 485,0 млн. рублей.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал на 2016 год прогнозируется в диапазоне 86,0 - 87,5%. К 2018 году темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличится до 103,5% - по 1 варианту и 106,0% - по 2 варианту.
Наибольшие объемы инвестиций, как и прежде, будут направлены на техническое перевооружение и реконструкцию производства акционерными обществами "Завод "Электроприбор", "Электроавтомат", "Алатырский механический завод", ООО "Алатырская бумажная фабрика", Алатырский комбикормовый завод. Основная доля инвестиций крупные и средние предприятия направляют на приобретение машин, транспортных средств и оборудования.
Промышленные предприятия города на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей прогнозируют вложить в 2015 году более 188,5 млн. рублей собственных средств, к 2018 году сумма инвестиций на эти цели увеличится до 230,0 млн. рублей.
ПАО "Завод "Электроприбор" проводит модернизацию и реконструкцию действующего производства для расширения выпуска продукции для авиационной и космической промышленности". Начато серийное производств новых видов продукции: герметичных реле и блоков управления авиационными системами. Внедряются новые виды оборудования и технологий, в том числе:
оборудование для рабочих мест слесарей и инструментальщиков;
электроэрозионный проволочно-вырезной станок MV1200;
приборы комплексного контроля; сварочная установка NRW8400. Выполнена реконструкция электроснабжения завода и цеха производства авиаблоков.
ОАО "Электроавтомат" проводит модернизацию и реконструкцию действующего производства для расширения и освоения новых видов электротехнической продукции, обеспечивающих импортозамещение и энергосбережение. Начато серийное производство следующих изделий:
счетчики электрической энергии, предназначенные для измерения активной электрической энергии в однофазных двухпроводных цепях;
автоматические выключатели дифференциального тока УЗО-ЭЛТА;
выключатели автоматические ВА 25-29 "ETI-ЭЛТА", ВА25-29ДР; устройства защиты от импульсных перенапряжений УЗИП, предназначенные для защиты зданий, сооружений электрического и электронного оборудования от критических токов. Идет освоение новых видов продукции: щитовое оборудование, колесные электродвигатели, блок контактов. Ведется модернизация гальванического цеха и его очистных сооружений. Внедряются новые виды оборудовании и технологий: термобарокамера "ТБК 1000", винтовой компрессор, электропечи "НК3,5" и "ЛМАГ", станки настольные сверлильные и резьбонарезные. Всего за 2014 год на модернизацию завода направлено свыше 68 млн. рублей, за 2015 год ожидается вложить свыше 88 млн. рублей.
За 2015 год выполнен ремонт автомобильных дорог протяженностью свыше 5,5 км, построено и реконструировано дорог протяженностью 0,91 км, проложены тротуары свыше 4,1 тыс. кв. метров. Общая стоимость выполненных подрядных работ составила 56,1 млн. рублей.
Общий объем инвестиций, направляемый на жилищное строительство в 2016 году, прогнозируется в сумме 34 - 35,40 млн. рублей.
Ввод жилья по оценке на 2016 год планируется в пределах 12,2 тыс. кв. метров, ожидаемый ввод за 2015 год составит не менее 11,9 тыс. кв. м жилья, из них 64% площади предусмотрено построить за счет средств населения).
В рамках 2 этапа (2014 - 2015 годы) планируется к расселению 10 домов (41 квартира или 99 человек) общей площадью 1567,17 кв. м для чего предполагается освоить ориентировочно 44,5 млн. рублей. (из них из них 30,3 млн. руб. средств фонда содействия реформированию ЖКХ; 14,2 млн. руб. средств республиканского бюджета).
В 2016 году необходимо начать реализацию инвестиционной программы МУП "Водоканал" "Развитие систем холодного водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" г. Алатыря ЧР на 2016 - 2018 годы" с софинансированием из городского бюджета в сумме 2 млн. 539 тыс. рублей. Продолжится реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети, 5 дворовых территорий и проездов к ним.


6. Финансы и бюджет города

Поступления налоговых платежей, уплаченных предприятиями и организациями города в 2014 году в бюджеты разных уровней, увеличились на 6,1% и составили 848,6 млн. рублей. В федеральный бюджет зачислено налогов больше на 10%, в республиканский - на 13%.
В то же время в бюджет города Алатыря налоговых платежей поступило меньше на 26 млн. рублей, чем в 2013 году. В основном это произошло за счет снижения отчислений по налогу на доходы физических лиц. Другими видами налогов имущественного характера, неналоговыми доходами перекрыть разрыв в доходной части бюджета не удалось.
В результате снижения сумм поступления закрепленных доходов не были своевременно оплачены ранее принятые расходные обязательства по капитальному и текущему ремонту дорог, объектов социальной сферы.
В бюджет города за 2014 год поступило доходов в сумме 573,9 млн. рублей. Объем бюджета увеличен в основном за счет безвозмездных целевых поступлений из федерального и республиканского бюджетов. Они составили 412,9 млн. рублей, то есть около 68% налогов, собранных на территории города, и отчисленных в вышестоящие бюджеты, возвращены в Алатырь на реализацию целевых государственных и муниципальных программ по строительству дорог, жилья, поддержку образования.
Одна четвертая часть собственных доходов бюджета города формируется за счет использования муниципального имущества. В прошедшем году в бюджет в результате такой деятельности поступило 39 млн. рублей, что на 2,7 млн. рублей больше, чем в 2013 году.
Бюджет города Алатыря за 9 месяцев 2015 года исполнен по доходам на 63,7% к плановым показателям на год (план - 477 339,0 тыс. рублей, исполнено - 303 858,0 тыс. рублей).
За отчетный период поступило доходов 303858,0 тыс. рублей, из них доля собственных доходов составила 37,6%, или 114,34 млн. рублей, кассовое исполнение расходной части бюджета составило 306469,2 тыс. рублей при плановых показателях 490 216,8 тыс. рублей, что соответствует 62,5%.
Налог на доходы физических лиц поступил в бюджет города Алатыря в объеме 72,6% от годовых плановых назначений, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - в объеме 84,1%, план по поступлению налогов на совокупный доход исполнен к годовым плановым назначениям на 66,2%, государственная пошлина на 106,6%, доходы от использования имущества на 85,7%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 62,7%, налоги на имущество в объеме 60,5% от годовых плановых назначений, поступления от штрафов составили 51,8% от плановых назначений.
За счет средств республиканского и федерального бюджетов на нужды города направлено 181640,2 тыс. рублей.
В настоящее время в рамках муниципального земельного контроля ведется целенаправленная работа по регистрации объектов муниципальной собственности, расположенных на земельных участках общего пользования; переводу земель сельскохозяйственного использования в разряд земель, предназначенных для размещения жилых домов.
Данные меры позволят уменьшить площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена.
С начала 2015 года в целях привлечения дополнительных доходов в бюджет города проведена работа по выявлению резервов и увеличения налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц путем выявления фактов "серой" заработной платы, ее легализация и повышение эффективности управления муниципальной собственностью. Приняты меры, направленные на погашение кредиторской заложенности путем оптимизации бюджетных расходов. По оценке объем налоговых и неналоговых доходов городского бюджета за 2015 год увеличится на 1,6%.

Потребительский рынок (рынок товаров и услуг)

Оборот розничной торговли по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, за январь - сентябрь т.г. сложился в объеме 936,5 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2014 года в сопоставимых ценах увеличился на 2,5%.
За 9 мес. 2015 года в целом введены в эксплуатацию:
- торговый центр ООО "Вива" по ул. Московская, 106А;
- магазин ООО "Вива" по ул. Московская, 37А;
- магазин по ул. Гагарина/Грибоедова, 43б;
- торговый павильон МУП "Алатырьторгсервис" ул. Гоголя, 68.
Общая площадь вновь построенных объектов составляет 2907 кв. метров.
Реконструированы следующие объекты потребительского рынка:
- магазин по ул. Пушкина, д. 43Б
- магазин Потребительское общество "Чувашский потребительский союз" по ул. Гагарина, 206.
Общая площадь вновь построенных объектов составляет 2907 кв. метров. Реконструированы 2 объекта торговли общей площадью 1646 кв. метров. В развитие потребительского рынка и сферы услуг предпринимателями инвестировано 50,2 млн. рублей собственных и кредитных средств.
В прогнозируемый период продолжится работа по модернизации предприятий потребительского рынка и сферы услуг, строятся новые здания и помещения, внедряются современные технологии, расширяется перечень предлагаемых населению платных услуг.
По оценке 2015 года оборот розничной торговли по всем каналам реализации, включая структуры малого бизнеса достигнет 4,0 млрд. рублей, из них около 2,0 млрд. рублей (49,8%) составит объем реализации продовольственных товаров, темп роста в текущих ценах составит 113,3% к 2014 году, или 99% в сопоставимой оценке.
По прогнозу на 2016 год оборот розничной торговли превысит 4,1 млрд. рублей, расчетный оборот общественного питания достигнет 50,0 млн. рублей
Темп роста объема розничного товарооборота в прогнозируемый период по сравнению с ожидаемым уровнем 2015 года снижается, и составит в 2016 году в диапазоне 98,5 - 100,8%, в 2017 году - 100,0 - 102,0%, в 2018 году - 101,9 - 103,5% (в сопоставимой оценке).

Малое и среднее предпринимательство

По состоянию на 1 октября 2015 года в городе действуют 1289 субъектов малого предпринимательства, из них: 152 малых предприятий и 1137 индивидуальных предпринимателей (на 01.01.2015 - 1257 субъектов малого предпринимательства).
Общая численность работающих в сфере малого бизнеса за 9 месяцев т.г. составляет 4292 человек или 105,1% к 9 месяцам 2014 года. Доля численности работающих в малом бизнесе к общей численности занятых в экономике города превышает 30%.
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами по предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу города, за 9 месяцев т.г. составил 760 млн. рублей, или 108,0% к итогу за 9 месяцев 2014 г.
От субъектов малого и среднего предпринимательства города за 9 месяцев 2015 года в бюджет города поступили налоги на совокупный доход в сумме 22,9 млн. рублей (за 9 месяцев 2014 года - 27,1 млн. руб.).
За январь - сентябрь 2015 года 72 субъекта малого бизнеса воспользовались займами на льготных условиях: 129 заемщикам выданы кредиты в сумме 25 млн. 365 тыс. рублей.
Оказана финансовая помощь на открытие собственного бизнеса 2 безработным гражданам на сумму 118,19 тыс. рублей.
За отчетный период, структурами малого бизнеса, включая микропредприятия, создано 90 рабочих мест.
Развитие малого и среднего предпринимательства в течение 2016 - 2018 годов предполагает:
увеличение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства со 150 предприятий за 2014 год до 165 - за 2018 год;
по оценке оборот средних и малых предприятий (включая микропредприятия) в 2015 году составит 3,4 млрд. рублей, по прогнозным расчетам в 2016 году общий оборот превысит 3,6 млрд. рублей, в 2018 году - вырастет до 4,2 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2014 годом на 27,0%;
увеличение доли производства продукции малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров с 18% за 2014 год, до 20% - за 2018 год;
создание новых рабочих мест всего за 2016 год - 220 ед., из них 125 мест будет создано в сфере малого и среднего бизнеса, платных услуг и потребительского рынка.
Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях по оценке за 2015 год достигнет 3220 человек, по прогнозу на 2016 год численность их увеличится до 3258 - 3297 человек. Численность работающих в малом бизнесе увеличится в диапазоне 1,2 - 2,0%, доля их к общей численности работников организаций города по состоянию на 01.01.2016 превысит 30,0%.

Уровень жизни населения. Занятость

Номинальная среднемесячная заработная плата работающих по городу за 2014 год (без учета сферы малого предпринимательства) достигла 18465 рублей, или 106,9% к отчету за 2013 год. На сложившийся низкий уровень заработной платы работников в целом по городу за 2014 год влияние оказал ее незначительный прирост по предприятиям обрабатывающих производств, который составил всего 1,0%.
За 2015 год согласно расчетной оценке величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы достигнет 19760 рублей, темп роста к 2014 году складывается в пределах 107,0%.
За 2016 год согласно расчетной оценке величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы достигнет 21100 рублей - по 1 варианту, 21280 рублей - по 2 варианту, темп роста складывается в диапазоне 106,8 - 107,7%.
По оценке за 2015 год денежные доходы населения сложатся в сумме 6 млрд. 76 млн. рублей и увеличатся по отношению к 2014 год на 8,7%, уровень реальных денежных доходов (с учетом роста индекса потребительских цен в пределах 113,9%) составит 96,3% к предыдущему году, т.е. ожидается снижение реальных доходов населения против уровня 2014 года на 3,7% (за 2014 г. - рост 101,8%).
На 2016 год доходы населения прогнозируются в сумме 7,1 млрд. рублей - по 1 варианту и 7,2 млрд. рублей - по 2 варианту и возрастут к ожидаемому уровню 2015 года в диапазоне 6,9 - 8,0%.
Уровень реальных денежных доходов на 2016 год (с учетом прогноза роста индекса потребительских цен пределах 107,2 - 106,2%) составит к оценке за 2015 год 99,0 - по 1 варианту и 101,2% - по 2 варианту.
Численность постоянного населения г. Алатыря за четыре года, прошедшие с последней переписи населения, сократилась на 5,4%, или на 2,1 тыс. человек и составила на 1 января 2015 г. 36,1 тыс. человека. Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности населения составил на начало 2015 года 54,4%, численность контингента лиц старших возрастов - 30,6%.
Численность взрослого населения составила на начало 2015 года 30701 человек (84,9%), моложе трудоспособного возраста - 5422 человека, доля их составляет 15,0%. Наметилась тенденция увеличения численности населения моложе трудоспособного возраста. Однако продолжается рост населения старше трудоспособного возраста, соответственно снижается доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
По состоянию на 1 января 2015 года среднесписочная численность работников, занятых в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 11460 человек, или 98,8% к соответствующему периоду 2014 года.
Численность занятых в экономике города за 2014 год составила 15460 человек, за 2013 год - 15700 человек. По оценке за 2015 год численность занятых сократится до 15,3 тыс. человек. Сокращение численности занятых в экономике города продолжится и составит в среднем за 2016 - 2018 годы от 0,5 до 1,5%.
По данным ГУ "Центр занятости населения города Алатыря" по состоянию на 01.10.2015 уровень безработицы составил 0,61% (на 01.10.2014 - 0,54%), численность безработных граждан - 124 человек (на 01.10.2014 - 114 чел.). По сокращению кадров за 9 месяцев т.г. поставлено на учет 113 человек, (за 9 месяцев 2014 года - 76 человек).
Среднемесячная потребность работодателей в работниках, заявленная в службу занятости, составляет на 01.10.2015 - 278 человек (на 01.10.2014 - 475 чел.)
Градообразующие предприятия города сокращения производственного персонала на 2016 - 2018 годы не прогнозируют.
С начала 2015 года по городу наблюдается увеличение и рождаемости населения. По данным Чувашстата в январе - сентябре 2015 года по сравнению с январем - сентябрем 2014 года число родившихся в Алатырском городском округе увеличилось на 25 человек, или на 9,4%, число умерших увеличилось на 22 человека, или на 4,8%.
Всего за этот период 2015 года в городе родилось 292 человека, число умерших составило 478 человек, т.е. естественная убыль населения составила - 186 человек (за январь - сентябрь 2014 г. - 189 человек). При этом число умерших превысило число родившихся на 63,7%.
В результате по оценке за 2015 г. естественная убыль населения города остается довольно высокой (минус 200 - 210 чел.).
В последующие 2016 - 2018 годы прогнозируется снижение естественной убыли населения до 170 - 165 человек за 2018 год, при этом коэффициент естественной убыли по прогнозу в 2018 г. составит 4,0 - 4,5 чел. на 1000 населения, против 6,3 по отчету за 2014 год.
Снижение среднегодовой численности населения города объясняется также сохранением миграционных процессов. За 2015 г. миграционная убыль по оценке ожидается в пределах 250 - 260 человек, т.е. на уровне 2014 г. (в 2014 году число выбывших граждан превышало число прибывших на 253 чел.), в 2016 году миграционная убыль прогнозируется с некоторым увеличением в пределах 270 - 280 человек.
Причиной миграционного оттока квалифицированных кадров в другие регионы в основном является относительно низкая заработная на ведущих предприятиях города.
С учетом сложившейся ситуации среднегодовая численность населения города составит по оценке за 2015 г. - 35910, с прогнозом на 2016 г. - 35490 человек.

Основные проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие города:
- недостаточные темпы строительства и реконструкции дорог, благоустройства дворовых территорий города.
- высокая изношенность (физическая и моральная) основных фондов организаций;
- низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей (50 - 60%);
- снижение объемов строительства жилья;
- низкие темпы ликвидации аварийного жилищного фонда
- низкий уровень оплаты труда в ведущих предприятиях промышленности;
- несоответствие рынка спроса и предложений трудовых ресурсов, усиление дефицита квалифицированных кадров;
- недостаточные объемы финансирования для укрепления материально-технической базы учреждений социальной сферы, высокая доля софинансирования местного бюджета.
- в результате низкого уровня рождаемости, высокой смертности и миграции численность постоянно проживающего населения города ежегодно сокращается в пределах 440 - 465 человек.
Одна из серьезнейших проблем города - отсутствие необходимых финансовых ресурсов на проведение реставрационных работ по восстановлению исторической части города, реконструкцию объектов культурного и архитектурного наследия.
Сохраняется проблема с захоронением твердых бытовых отходов на существующей свалке (санкционированная свалка), расположенной в черте города.
Необходимо ускорить строительство и реконструкцию автодорог общего пользования, большая часть (почти 50%) которых без асфальтового покрытия и отводов сточных вод.
В сфере теплоснабжения в связи с критическим физическим износом сетей необходимо провести реконструкцию 2,2 км тепловых сетей на общую сумму 30,8 млн. рублей;
реконструкцию (модернизация) квартальных котельных № 1, 3, 11, 12 с тепловыми сетями общей мощностью 51,1 МВт на общую сумму 203,8 млн. рублей.
В сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с большим физическим износом, с целью обеспечения населения качественной питьевой водой необходимо выполнить:
реконструкция основного оборудования станции 1-го и 2-го подъема общей стоимостью - 4,4 млн. рублей;
ввод автоматизированного комплекса обеззараживания сырой и питьевой воды гипохлоритом натрия общей стоимостью - 7,2 млн. рублей;
реконструкция сетей водопровода 60,0 км на общую сумму 105,0 млн. рублей;
реконструкция сетей канализации 45 км и реконструкция КНС 1, 2, 3 на общую сумму 78,0 млн. рублей.
Сохраняется проблема обеспечения жильем молодых семей: общая очередность составляет по городу 280 семей, потребность в финансировании программы на среднесрочную перспективу составляет 379,3 млн. рублей. За 2013 год только 7 молодых семей улучшили жилищные условия, что на 5 семей меньше к 2012 году, за 2014 год - 10 семей, за 2015 год - только 5.
На 2015 год сформирован список нуждающихся в улучшении жилищных условий из 282 молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей "ФЦП "Жилище".

Перспективы социально-экономического развития г. Алатыря

При наличии проблем в социально-экономической ситуации муниципального образования г. Алатырь имеет все основания развиваться интенсивно и многофункционально, чему способствует:
высокий уровень развития промышленного сектора, машиностроения, электроприборостроения, пищевой и перерабатывающей промышленности и др.;
развитие строительной индустрии, создание строительного кластера: организация производства железобетонных изделий и конструкций для гражданского и производственного строительства;
относительно высокий уровень обеспеченности жильем населения;
наличие свободных земельных участков, доступных для инвестирования. имеются свободные земельные участки под индивидуальное строительство, расположенные в районе комплексной застройки, также имеются земельные участки под строительство многоэтажных домов;
наличие производственных площадей с развитой инженерной инфраструктурой.
Основа развития муниципального образования - промышленный комплекс. Выполнение работ по техническому перевооружению, внедрению новых технологий на крупных предприятиях города позволит повысить конкурентоспособность продукции. В прогнозируемый период увеличивают объемы производства ПАО "Завод "Электроприбор", ОАО "Электроавтомат", АО "Алатырский механический завод", АО "5 арсенал", ООО "Алатырская бумажная фабрика", ООО "Молочное дело-Ивня", ОАО "Алатырский хлебозавод", АО "Алатырский завод низкотемпературных холодильников", структурное подразделение ОАО "Элетех", Алатырский комбикормовый завод ООО "Агрохолдинг "Юрма".
Дальнейшее развитие этих производств позволит решить проблемы занятости и повышение уровня жизни населения, улучшить состояние социальной сферы и объектов жизнедеятельности города.


------------------------------------------------------------------