По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобразования ЧР от 26.10.2015 N 2361 "Об утверждении положений о комиссиях по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования"



Зарегистрировано в Минюсте ЧР 16 декабря 2015 г. № 2736
------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 26 октября 2015 г. № 2361

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О КОМИССИЯХ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394, (зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31206), приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о Государственной экзаменационной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (приложение № 1);
1.2. Положение о предметной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (приложение № 2);
1.3. Положение о конфликтной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (приложение № 3);
1.4. Порядок формирования предметной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (приложение № 4).
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики:
от 9 апреля 2009 г. № 598 "Об утверждении положений о Государственной экзаменационной комиссии чувашской республики, о предметных комиссиях Государственной экзаменационной комиссии Чувашской Республики, о конфликтной комиссии Чувашской Республики" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 12 мая 2009 года, регистрационный № 458);
от 5 июля 2011 г. № 1038 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 9 апреля 2009 г. № 598" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 14 июля 2011 года, регистрационный № 937).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра С.В.Кудряшова.
4. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Министр
В.ИВАНОВ





Утверждено
приказом
Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 26.10.2015 № 2361
(приложение № 1)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Государственная экзаменационная комиссия Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГЭК) создается в целях:
организации и координации работы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА);
обеспечения соблюдения прав участников ГИА при проведении ГИА.
1.2. ГЭК в своей работе руководствуется:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205) (далее - Порядок № 1400);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31206) (далее - Порядок № 1394);
Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 839 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный № 33799);
нормативными правовыми актами Чувашской Республики по вопросам организации и проведения ГИА в Чувашской Республике;
локальными нормативными правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.

2. Состав и структура ГЭК

2.1. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно направляет на согласование в Рособрнадзор предложение о кандидатуре председателя и заместителя председателя ГЭК для утверждения.
2.2. Состав ГЭК формируется из числа представителей Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, представителей Рособрнадзора. При формировании составов ГЭК исключается возможность возникновения конфликта интересов.
2.3. При формировании персонального состава ГЭК определяются ответственный секретарь.
2.4. Лица, входящие в состав президиума ГЭК, наделяются полномочием коллегиального принятия решения в соответствии с Порядком № 1400 и Порядком № 1394.
2.5. Положение о ГЭК доводится до сведения участников ГИА, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных организаций не позднее, чем за 30 календарных дней до начала проведения ГИА путем размещения информации на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии), органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, регионального центра обработки информации Чувашской Республики (далее - РЦОИ).

3. Полномочия и функции ГЭК

3.1. ГЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения ГИА в Чувашской Республике.
ГЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения Рособрнадзором председателя и заместителя председателя ГЭК для проведения ГИА в Чувашской Республике в следующем году.
3.2. В рамках организации и координации работы по подготовке и проведению ГИА ГЭК выполняет следующие задачи:
организует и координирует работу по подготовке и проведению ГИА на территории Чувашской Республики;
обеспечивает соблюдение установленного порядка проведения ГИА на территории Чувашской Республики;
обеспечивает соблюдение прав участников ГИА при проведении ГИА.
В рамках подготовки и проведения ГИА ГЭК проводит следующую работу:
согласует с органами местного самоуправления места регистрации на сдачу единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), места расположения пунктов проведения экзамена (далее - ППЭ) и распределение между ними участников ГИА, составы руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
принимает решение об оборудовании ППЭ системами подавления сигналов подвижной связи;
принимает решение об осуществлении РЦОИ автоматизированного распределения участников ГИА и организаторов по аудиториям ППЭ;
принимает решение о проведении сканирования экзаменационных работ участников ГИА в ППЭ (в аудиториях) (с обязательным привлечением технического специалиста);
принимает и рассматривает от председателя предметной комиссии (далее - председатель ПК) протоколы предметных комиссий (далее - ПК) о распределении экзаменационных работ (далее - ЭР) государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), расчете окончательных баллов ЭР ГВЭ;
рассматривает предложения по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;
рассматривает информацию, представленную председателем ПК, о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА;
рассматривает информацию от конфликтной комиссии (далее - КК) о принятых решениях по участникам ГИА и (или) их родителям (законным представителям), подавшим апелляции;
для принятия председателем ГЭК (заместителем председателя ГЭК) решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением установленного порядка проведения ГИА - запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, и другие сведения о соблюдении порядка проведения ГИА, проводит проверку по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, в том числе по нарушениям, выявленным с помощью материалов видеонаблюдения;
принимает от РЦОИ, уполномоченной организации соответствующие данные о результатах ЕГЭ по завершении проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе получает от уполномоченной организации результаты централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ;
принимает решение об ознакомлении участников ГИА с полученными ими результатами ГИА по учебному предмету с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных:
принимает решение об организации подачи и (или) рассмотрения апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Ответственный секретарь ГЭК ведет протоколы заседаний ГЭК, организует делопроизводство ГЭК, осуществляет контроль за своевременным представлением материалов для рассмотрения на заседаниях ГЭК, несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, рассматриваемых на заседаниях ГЭК.

3.3.1. В рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК (заместитель председателя ГЭК) осуществляет общее руководство и координацию деятельности ГЭК, в том числе проводит следующую работу:
организует формирование состава ГЭК;
согласует предложения органов местного самоуправления по персональному составу руководителей и организаторов ППЭ, техническим специалистам и ассистентам для лиц, указанных в пункте 37 Порядка № 1400, местам регистрации на сдачу ЕГЭ и местам расположения ППЭ и распределению между ними обучающихся и выпускников прошлых лет:
организует формирование составов ПК;
представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК;
принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, РЦОИ, ПК и КК, а также в места хранения экзаменационных материалов (далее - ЭМ) для осуществления контроля за проведением ГИА;
в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации согласует предложения органов исполнительной власти о переносе сдачи ГИА в другой ППЭ или на другой день, предусмотренный единым расписанием экзаменов;
принимает предложения по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;
рассматривает вопросы о нарушении установленного порядка проведения ГИА лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, принимает меры по устранению нарушений, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;
после каждого экзамена рассматривает информацию, полученную от членов ГЭК, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, Минобразования Чувашии и иных лиц о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принимает меры по противодействию нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организует проведение проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, принимает решение об отстранении лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, от работ, связанных с проведением ГИА;
согласует решение членов ГЭК об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ:
рассматривает и принимает решения по актам, переданным членами ГЭК, по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена;
принимает решения о допуске (повторном допуске в дополнительные сроки) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком № 1400 и Порядком № 1394, в том числе принимает решение о допуске к сдаче ГИА в дополнительные сроки обучающихся и выпускников прошлых лет, не имеющих возможности участвовать в ГИА в основные сроки проведения ГИА по религиозным убеждениям;
принимает заявления от обучающихся об изменении (дополнении) выбора учебного предмета (перечня учебных предметов), и принимает конкретное решение об уважительности или неуважительности причины изменения каждым обучающимся выбора учебного предмета (перечня учебных предметов), указанного в заявлениях;
принимает заявления от обучающихся об изменении формы проведения ГИА и принимает конкретное решение об уважительности или неуважительности причины изменения формы проведения ГИА каждым обучающимся.
В рамках рассмотрения результатов ГИА председатель ГЭК (заместитель председателя ГЭК) проводит следующую работу:
рассматривает результаты проведения ГИА по каждому учебному предмету и принимает решение об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА;
но итогам перепроверки ЭР обучающихся, выпускников прошлых лет принимает решение о сохранении результатов ГИА или об изменении результатов ГИА согласно протоколам перепроверки ЭР обучающихся, выпускников прошлых лет;
в случае если КК была удовлетворена апелляция участника ГИА о нарушении установленного порядка проведения ГИА, принимает решение об аннулировании результата ГИА данного участника ГИА по соответствующему учебному предмету, а также о его допуске к ГИА в дополнительные сроки;
в случае если КК была удовлетворена апелляция участника ГИА о несогласии с выставленными баллами, принимает решение об изменении результата ГИА согласно протоколам КК;
принимает решение об аннулировании результатов ГИА по соответствующему учебному предмету при установлении фактов нарушения порядка проведения ГИА со стороны участников ГИА или лиц, перечисленных в пункте 40 Порядка № 1400 и пункте 37 Порядка № 1394, отсутствия (неисправного состояния) средств видеонаблюдения;
принимает решение о повторном допуске к сдаче экзаменов в текущем году по соответствующему учебному предмету в дополнительные сроки:
обучающихся и выпускников прошлых лет, получивших на ГИА неудовлетворительный результат по любому из учебных предметов (в соответствии с пунктами 74 и 75 Порядка № 1400 и пунктами 60 и 61 Порядка № 1394);
обучающихся и выпускников прошлых лет, которым КК удовлетворила апелляцию о нарушении устанавливаемого порядка проведения ГИА;
обучающихся и выпускников прошлых лет, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушения установленного порядка проведения ГИА, совершенных лицами, указанными в пункте 40 Порядка № 1400 и пункте 37 Порядка № 1394), или иными (в том числе неустановленными) лицами.
3.3.2. В рамках подготовки и проведения ГИА члены ГЭК осуществляют следующие полномочия:
обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА;
по решению председателя ГЭК проводят проверку готовности ППЭ;
в случае использования КИМ на электронных носителях в зашифрованном виде присутствуют и контролируют процесс получения от РЦОИ кода расшифровки КИМ руководителем ППЭ, организации расшифровки, тиражирования на бумажных носителях КИМ и упаковки экзаменационных материалов;
осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, ПК и КК;
составляют акты об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших установленный порядок проведения ГИА, из ППЭ, акты о досрочном завершении экзамена участником ГИА по объективным причинам, которые в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ;
составляют акты по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена, которые в тот же день передаются председателю ГЭК;
по завершении экзамена составляют отчет о проведении ЕГЭ в ППЭ и в тот же день направляют его в ГЭК;
осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора. Минобразования Чувашии, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, ПК и КК по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;
по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ;
присутствуют при переносе ассистентами ответов на задания ЭР, выполненные слепыми и слабовидящими участниками ГИА в специально предусмотренных тетрадях и бланках увеличенного размера, а также ЭР, выполненные на компьютере, в бланки ЕГЭ;
получает от уполномоченной организации данные для доступа к электронным КИМ и в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет, организаторов в аудитории и общественных наблюдателях (при наличии) организует печать КИМ на бумажные носители (в случае использования КИМ в электронном виде).
3.4. В рамках рассмотрения результатов ГИА председатель ГЭК осуществляет следующие полномочия:
рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА;
принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком № 1400 и Порядком № 1394;
рассматривает вопросы о нарушении установленного порядка проведения ГИА лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, принимает меры по устранению нарушений, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;
после каждого экзамена рассматривает информацию, полученную от членов ГЭК, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, Минобразования Чувашии и иных лиц о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принимает меры по противодействию нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организует проведение проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, принимает решение об отстранении лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, от работ, связанных с проведением ГИА.
3.5. Члены ГЭК осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Минобразования Чувашии, советом ректоров вузов, образовательными организациями, РЦОИ, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр тестирования".
Члены ГЭК взаимодействуют с общественными наблюдателями, федеральными общественными наблюдателями и федеральными инспекторами в целях обеспечения контроля за соблюдением установленной процедуры проведения ГИА.
4. Организация работы ГЭК
4.1. ГЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным председателем ГЭК графиком работы. В случае необходимости председателем ГЭК может быть назначено внеочередное заседание ГЭК.
4.2. В случае равенства голосов решающим является голос председателя ГЭК. Решения ГЭК, в том числе единоличное решение председателя ГЭК, оформляются протоколами, которые подписываются председателем ГЭК и ответственным секретарем ГЭК.
4.3. Решения ГЭК, принимаемые в рамках осуществления полномочий, являются обязательными для всех организаций, образовательных организаций и лиц, участвующих в подготовке и проведении ГИА. Организация исполнения решений ГЭК обеспечивается распорядительными актами Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
4.4. По результатам работы ГЭК в текущем году ответственным секретарем готовится справка о проведении ГИА в Чувашской Республике, включающая сведения о составе участников, результатах ГИА, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и направляется в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и Рособрнадзор.





Утверждено
приказом
Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 26.10.2015 № 2361
(приложение № 2)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Предметная комиссия Чувашской Республики но проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, (далее - ПК) создается в целях проверки экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов).
1.2. Предметная комиссия в своей работе руководствуется:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205) (далее - Порядок № 1400);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31206);
нормативными правовыми актами и инструктивными документами Чувашской Республики по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА);
локальными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.
1.3. Формирование составов предметной комиссии организуется председателем Государственной экзаменационной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГЭК).
1.4. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.

2. Структура и состав предметной комиссии

2.1. Предметные комиссии создаются по следующим учебным предметам: русскому языку, математике, литературе, физике, биологии, химии, географии, истории, обществознанию, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, английскому языку, французскому языку, немецкому языку, испанскому языку, родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (далее - родной язык и родная литература).
2.2. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав предметной комиссии, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
2.3. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами предметной комиссии осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт имеет право быть назначен председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку работ в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт имеет право осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметной комиссии, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт имеет право осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии.
2.4. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии (в случае проверки экзаменационной работы участника ГВЭ) или автоматизированно (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ) из числа экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
2.5. При организации обмена экзаменационными работами участников ГИА между субъектами Российской Федерации к проверке таких работ привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

3. Полномочия и функции председателя предметной комиссии

3.1. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
3.2. Кандидатура председателя предметной комиссии согласовывается Рособрнадзором.
3.3. Председатель предметной комиссии:
представляет в ГЭК предложения по составу предметной комиссии, а также по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
по согласованию с руководителем Регионального центра обработки информации Чувашской Республики (далее - РЦОИ) формирует график работы предметной комиссии;
осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ);
представляет в ГЭК информацию о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА.
организует ежегодное обучение экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций;
организует согласование подходов к оцениванию между экспертами, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ГИА;
распределяет экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
обеспечивает присутствие в аудиториях только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя предметной комиссии в аудитории могут находиться: руководитель РЦОИ (или его заместитель); член ГЭК; должностные лица Рособрнадзора или Минобразования Чувашии; общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке.
контролирует качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передает бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
по завершении работы предметной комиссии сдает руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
организует учет рабочего времени экспертов, затраченного на проверку экзаменационных работ участников ГИА (в том числе устных ответов);
своевременно информирует ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ;
при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами получает от ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляционный комплект участника ГИА; назначает на рассмотрение апелляции экспертов, ранее не проверявших данную работу, и передает им вышеуказанные материалы;
согласовывает с ГЭК планируемые публичные выступления экспертов по вопросам ГИА (в печатных изданиях, на совещаниях, конференциях и т.п.);
осуществляет отбор экзаменационных работ участников ГИА, вызвавших сложности в оценивании, для последующей работы в рамках подготовки экспертов:
в случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, принимает решение в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.

4. Полномочия экспертов предметной комиссии

4.1. Экспертам предметных комиссий присваивается статус ведущего эксперта, старшего эксперта, основного эксперта в соответствии с настоящим Порядком.
4.2. Эксперт предметной комиссии:
4.2.1. проходит ежегодное квалификационное испытание, по результатам которого эксперту присваивается статус ведущего эксперта, старшего эксперта, основного эксперта.
4.2.2. осуществляет проверку развернутых ответов, следуя правилам:
- заполнение поля бланка-протокола следует осуществлять печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- внесение исправлений должно трактоваться однозначно, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
- в случае, если участник ГИА не приступал к, выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- в случае, если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (ноля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
- в случае, если участник ГИА выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ГИА альтернативного задания.
4.2.3. Информирует председателя предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ.
4.2.4. Незамедлительно информирует ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности предметной комиссии.
4.3. Экспертам запрещается копировать и выносить из помещений, выделенных для проведения проверки экзаменационных работ, и РЦОИ экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах.

5. Методика оценивания экзаменационной работы

5.1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя независимыми экспертами.
5.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
5.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
5.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
5.5. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
5.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X" (в случае проверки экзаменационной работы участника ЕГЭ). Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
5.7. Распределение работ между экспертами предметной комиссии, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ГИА на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
5.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизировано, исходя из следующих положении:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое число баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
5.9. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.

6. Порядок проведения проверки экзаменационной работы

6.1. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта предметной комиссии, который содержит:
- обезличенные бланки-копии с изображениями развернутых ответов участников ГИА (далее бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА (далее бланк-протокол);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения, и машиночитаемый протокол проверки устных ответов.
6.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
6.3. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
6.4. Бланк-копия является изображением бланка ответов участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона.
6.5. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы предметной комиссии.
6.6. Председатель предметной комиссии получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
6.7. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
6.8. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
6.9. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ, программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме без участия оператора проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
6.10. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
6.11. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавшие наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов предметной комиссии в следующем году.
6.12. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
6.13. На протяжении периода работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает предметная комиссия, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

7. Организация работы предметной комиссии
при перепроверках результатов ГИА

7.1. При принятии решения ГЭК или Рособрнадзором о перепроверке ряда работ участников ГИА перепроверку проводят эксперты предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
7.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению ГЭК на перепроверку, в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
7.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов, включая дополнительные бланки ответов;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы:
- вариант контрольного измерительного материала, выполнявшийся участником экзамена.
7.4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
7.5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
7.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения.
7.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с федеральным центром тестирования в рамках своей компетенции.





Утверждено
приказом
Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 26.10.2015 № 2361
(приложение № 3)

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Конфликтная комиссия Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - конфликтная комиссия) создается в целях рассмотрения апелляций участников государственной итоговой аттестации
1.2. Конфликтная комиссия в своей работе руководствуется:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31206);
нормативными правовыми актами Чувашской Республики по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА);
локальными нормативными правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.

2. Структура и состав

2.1. Состав конфликтной комиссии формируется из представителей Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений.
2.2. В состав конфликтной комиссии не могут быть включены члены Государственной экзаменационной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГЭК) и предметных комиссий.
2.3. Общее руководство и координацию деятельности конфликтной комиссии осуществляет ее председатель.
2.4. Решения конфликтной комиссии оформляются протоколами. В случае равенства голосов решающим является голос председателя конфликтной комиссии.

3. Полномочия и функции конфликтной комиссии

3.1. Председатель конфликтной комиссии:
организует работу конфликтной комиссии в соответствии с установленными процедурами и сроками рассмотрения апелляций;
организует информирование участников ГИА, подавших апелляции и (или) их родителей (законных представителей), а также ГЭК о результатах рассмотрения апелляций.
3.2. Обеспечивает оформление документов строгой отчетности: апелляций;
журнала (листа) регистрации апелляций;
заключений комиссии о результатах проверки апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА;
заключений экспертов о правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов;
протоколов рассмотрения апелляций.
3.3. При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА председатель конфликтной комиссии должен:
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляцию и протокол рассмотрения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА с заключением комиссии о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции;
назначить время рассмотрения апелляции конфликтной комиссией.
3.4. Совместно с членами конфликтной комиссии рассмотреть поданную апелляцию и заключение комиссии о результатах проверки, вынести решение:
об отклонении апелляции, если конфликтная комиссия признала факты, изложенные в апелляции, несущественными или не имеющими место;
об удовлетворении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, оказали существенное влияние на результаты ГИА;
утвердить решение конфликтной комиссии, оформить соответствующие протоколы.
3.5. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами председатель конфликтной комиссии должен:
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), включающий заявление по установленной форме и комплект документов, включающий протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами с приложениями, предназначенными для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции, а также для внесения подробной информации об изменениях, принятых конфликтной комиссией в случае удовлетворения апелляции
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), включающий заявление по установленной форме и документы, перечисленные в абзаце втором пункта 3.5 настоящего порядка;
назначить время рассмотрения апелляции;
совместно с членами конфликтной комиссии рассмотреть апелляцию в присутствии апеллянта или в его отсутствии.
В присутствии апеллянта и (или) его родителя (законного представителя):
предъявить апеллянту и (или) его родителю (законному представителю) изображения бланков регистрации, бланков ответов № 1 и 2, дополнительных бланков ответов № 2, бланков-протоколов проверки развернутых и (или) устных ответов, а также листы распознавания бланков, файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ЕГЭ, изображения экзаменационной работы ГВЭ, протоколы устных ответов обучающегося, сдававшего ГВЭ в устной форме;
апеллянт должен подтвердить, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа, протоколы его устных ответов. Данный факт должен быть отражен в соответствующих полях протокола рассмотрения апелляции и уведомления о результатах рассмотрения апелляции вместе с датой рассмотрения и подписью апеллянта;
в случае обнаружения конфликтной комиссией или Региональным центром обработки информации (далее - РЦОИ) ошибок в распознавании символов в бланке ответов № 1 зафиксировать в приложении к протоколу рассмотрения апелляции соответствующие корректировки;
в случае возникновения у апеллянта претензий к оцениванию развернутых и (или) устных ответов совместно с экспертами рассмотреть претензии апеллянта;
в случае обнаружения конфликтной комиссией того факта, что развернутые и (или) устные ответы проверены и оценены не в соответствии с установленными требованиями, необходимо зафиксировать в приложении к протоколу рассмотрения апелляции (в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ) соответствующие изменения;
в отсутствие апеллянта и (или) его родителя (законного представителя) рассмотреть представленные материалы апелляции;
утвердить решение конфликтной комиссии;
в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ удостоверить своей подписью протокол рассмотрения апелляции и приложение к протоколу о несогласии с выставленными баллами и организовать передачу копии протокола рассмотрения апелляции с приложением в РЦОИ (если приложение заполнялось) для внесения сведений о рассмотрении апелляции в региональную информационную систему (далее - РИС) и передаче их электронного изображения в федеральную информационную систему;
в случае апелляции о несогласии с выставленными баллами ГВЭ удостоверить своей подписью протокол рассмотрения апелляции, приложение к протоколу о несогласии с выставленными баллами и организовать пересчет результатов ГВЭ;
получить из РЦОИ протокол результатов ЕГЭ, полученный из РИС, содержащий пересчитанные в результате корректировок итоговые баллы апеллянтов;
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии протокол результатов ГВЭ, содержащий пересчитанные в результате корректировок итоговые баллы апеллянтов;
после утверждения пересчитанных результатов в ГЭК организовать ознакомление апеллянтов с результатами их апелляций.
3.6. При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА члены конфликтной комиссии должны:
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА и протокол рассмотрения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА с заключением комиссии о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции, а также информацию о времени рассмотрения апелляции;
присутствовать на заседании конфликтной комиссии в назначенное время;
рассмотреть поданную апелляцию и определить соответствие изложенных в апелляции фактов и реальной ситуации в ППЭ.
3.7. Вынести свое решение:
об отклонении апелляции, если конфликтная комиссия признала обстоятельства, изложенные в апелляции, несущественными или не имеющими место;
об удовлетворении апелляции, если факты, изложенные в апелляции, оказали существенное влияние на результаты ГИА;
поставить свою подпись в протоколе рассмотрения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА в графе "Решение конфликтной комиссии Чувашской Республики".
3.8. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами члены конфликтной комиссии должны:
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии комплект апелляционных документов, включающий заявление по форме 1-АП и комплект документов, перечисленных в абзаце втором пункта 3.5 настоящего порядка, а также информацию о времени рассмотрения апелляции;
рассмотреть представленный комплект апелляционных документов;
в случае обнаружения ошибок в распознавании символов в бланках ответов подтвердить соответствующие корректировки;
в случае обнаружения того факта, что развернутые и (или) устные ответы проверены и оценены не в соответствии с установленными требованиями, принять соответствующие изменения;
вынести свое решение;
поставить свою подпись в протоколе рассмотрения апелляции и приложении к протоколу о несогласии с выставленными баллами.

4. Правила для экспертов, привлекаемых к работе конфликтной комиссии:

4.1. Эксперты должны:
получить от председателя предметной комиссии апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, протоколы устных ответов, копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;
рассмотреть работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
узнать у председателя предметной комиссии время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию;
составить заключение о правильности оценивания развернутых и (или) устных ответов, по которым была подана апелляция, и передать его ответственному секретарю конфликтной комиссии;
присутствовать во время рассмотрения апелляции;
в случае возникновения у апеллянта претензий к оцениванию развернутых и (или) устных ответов дать ему соответствующие разъяснения. Рекомендуемое время, отведенное на разъяснения по оцениванию развернутых и (или) устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут.

5. Порядок, сроки подачи и рассмотрения апелляции
конфликтной комиссией

5.1. Конфликтная комиссия принимает в письменной форме апелляции обучающихся, выпускников прошлых лет о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами.
5.2. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также но вопросам, связанным с нарушением обучающимся, выпускником прошлых лет требований Порядка № 1400.
5.3. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося, выпускника прошлых лет, подавшего апелляцию.
5.4. Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции.
При рассмотрении апелляции также присутствуют:
а) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК:
б) общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке (по желанию);
в) должностные лица Рособрнадзора (по согласованию), Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
5.5. Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
5.6. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА обучающийся, выпускник прошлых лет подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая пункта проведения экзамена.
5.7. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении Порядка проведения ГИА членами ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен обучающийся, выпускник прошлых лет, технических специалистов и ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членами ГЭК в конфликтную комиссию.
5.8. При рассмотрении апелляции о нарушении устанавливаемого порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки не более 2 рабочих дней и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции;
об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат ГИА, по процедуре которого обучающимся, выпускником прошлых лет была подана апелляция, аннулируется и обучающемуся, выпускнику прошлых лет предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в иной день, предусмотренный расписаниями проведения экзаменов.
5.9. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
Обучающиеся подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА, выпускники прошлых лет в места, в которых они были зарегистрированы на прохождение ГИА.
5.10. Обучающиеся, выпускники прошлых лет заблаговременно информируются о времени, месте и порядке рассмотрения апелляций.
5.11. Руководитель организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию.
5.12. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ, предметной комиссии распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов обучающегося, выпускника прошлых лет, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и контрольных измерительных материалов, тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся обучающимся, выпускником прошлых лет, подавшим апелляцию. Апелляция о несогласии с выставленными баллами рассматривается не более четырех рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.
Указанные материалы предъявляются обучающемуся, выпускнику прошлых лет (в случае его участия в рассмотрении апелляции). Обучающийся, выпускник прошлых лет письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа.
5.13. При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом конфликтная комиссия устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы участника ГИА. В этом случае к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету, имеющие статус ведущий эксперт или старший эксперт, ранее не проверявшие работу апеллянта.
В случае если эксперты не дают однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы обучающегося, выпускника прошлых лет конфликтная комиссия обращается в комиссию по разработке контрольных измерительных материалов по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по содержанию заданий контрольных измерительных материалов (в том числе заданий с выбором ответа или с кратким ответом), по критериям оценивания.
5.14. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов.
В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы обучающегося, выпускника прошлых лет конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ. предметную комиссию для пересчета результатов ГИА. Для пересчета результатов ГИА протокол конфликтной комиссии в течение двух календарных дней направляется в уполномоченную организацию.





Утверждено
приказом
Министерства образования
и молодежной политики
Чувашской Республики
от 26.10.2015 № 2361
(приложение № 4)

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОСНОВНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Порядок формирования предметной комиссии Чувашской Республики по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - предметная комиссия) разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31205) (далее - Порядок № 1400);
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31206);
инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
1.2. Предметная комиссия создается в целях проверки экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА).

2. Статусы экспертов предметной комиссии

2.1. Эксперту присваивается один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе предметной комиссии, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии.
2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам, определенными Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
- требованиям к результатам квалификационного испытания;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

3. Требования к опыту оценивания экзаменационных работ
участников ГИА экспертов предметных комиссий

3.1. Состав предметной комиссии по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
3.2. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав предметной комиссии, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.

4. Квалификационные требования
для присвоения статусов экспертам

Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.
4.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются пунктом 21 Порядка № 1400:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
4.2. Наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в предметной комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек.
4.3. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет.
4.4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать следующим значениям.
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
10%
15%
25%

Показатель; Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания


Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
0
Старший эксперт
0

5. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ
участников ГИА экспертами предметных комиссий

5.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
5.1.1. Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА.
5.1.2. Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами предметной комиссии непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ГИА.
5.2. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ГИА, размещенных на сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (www.fipi.ru).
5.3. При подготовке экспертов используется Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.

6. Организация квалификационного испытания

6.1. Формат и порядок проведения квалификационных испытаний определяется образовательной программой дополнительного профессионального образования по подготовке экспертов предметных комиссий.
6.2. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
6.3. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональную информационную систему.
6.4. Квалификационное испытание может проводиться непосредственно в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".

7. Порядок привлечения экспертов к работе
в предметной комиссии

7.1. Предметная комиссия формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
7.1.1. Председателями и заместителями председателей предметной комиссии могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта. Кандидатуры председателей предметных комиссий согласовывается Рособрнадзором.
7.1.2. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
7.1.3. Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
7.1.4. Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт".
7.1.5. Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" и "старший эксперт".


------------------------------------------------------------------