По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 06.05.2015 N 3-54/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконными подпунктов 1.1.1.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 N 44, возложении обязанности на Кабинет Министров Чувашской Республики установить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом для транспортных средств категории "М3">



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. № 3-54/2015

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Владимировой С.В.,
с участием прокурора Бельцова А.Н.,
представителя заявителя Б.С. - Л.
представителей заинтересованного лица Кабинета Министров Чувашской Республики - Щ., Б.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.С. о признании незаконными (недействующими) подпунктов 1.1.1.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44, возложении обязанности на Кабинет Министров Чувашской Республики установить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом для транспортных средств категории "М3" на уровне тарифов для транспортных средств категории "М2", установленных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 в целях единообразного применения тарифов,

установил:

Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 25 февраля 2015 года № 44 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом", которое опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" (http://www.cap.ru) 26 февраля 2015 года, и в газете "Вести Чувашии", № 7, 28 февраля 2015 года.
В соответствии с п. 3 указанного постановления оно вступило в силу с 10 марта 2015 года.
В соответствии с п. 6 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" датой официального опубликования постановления или распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете "Вести Чувашии", информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно подпункту 1.1.1.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 (далее - Тарифы) тариф на перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильным транспортом - транспортными средствами категории "М3" при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 15,00 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства - 16,00 рублей, в то время, как аналогичный тариф для транспортных средств категории "М2" установлен в размере 19,00 рублей и 20,00 рублей соответственно (пп. 1.1.1.2).
В соответствии с подпунктом 1.2.1.1 тариф на перевозки пассажиров и багажа на маршруте "Чебоксары - Новочебоксарск" ("Новочебоксарск - Чебоксары") автомобильным транспортом - транспортными средствами категории "М3" при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 18,00 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства - 19,00 рублей, в то время, как аналогичный тариф для транспортных средств категории "М2" установлен в размере 22,00 рублей и 23,00 рублей соответственно (пп. 1.2.1.2).
В силу подпункта 1.2.2.1 тариф на перевозки пассажиров и багажа на маршруте "Чебоксары - Кугеси" ("Кугеси - Чебоксары") автомобильным транспортом - транспортными средствами категории "М3" при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 15,00 рублей, при приобретении билета в салоне транспортного средства - 16,00 рублей, в то время, как аналогичный тариф для транспортных средств категории "М2" установлен в размере 19,00 рублей и 20,00 рублей соответственно (пп. 1.2.2.2).
Б.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными (недействующими) подпунктов 1.1.1.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1 Тарифов, возложении обязанности на Кабинет Министров Чувашской Республики установить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом для транспортных средств категории "М3" на уровне тарифов для транспортных средств категории "М2", установленных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 в целях единообразного применения тарифов, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено разделение видов перевозок пассажиров и багажа в зависимости от тоннажа транспортного средства, и на территории одного субъекта Российской Федерации ценообразование в данном виде перевозок должно быть единообразным.
Заявитель указал, что приведенные выше положения Тарифов нарушают права использующих транспортные средства категории "М2" перевозчиков, которые не имеют возможности на равных конкурировать с перевозчиками, чей автопарк преимущественно состоит из транспортных средств категории "М3".
Оспариваемый акт ущемляет и права пассажиров, вынужденных в зависимости от категории транспортного средства оплачивать одни и те же услуги по разным тарифам.
По мнению Б.С. утвержденные Тарифы противоречат статье 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", статьям 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также пунктам 43, 44 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 и пунктам 4, 11 Приложения № 1 к указанным Правилам.
Заинтересованность в оспаривании указанных правовых норм Б.С. обосновал тем, что он является как лицом, использующим услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении для личных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и владельцем транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров, относящегося к категории "М2".
В судебном заседании представитель заявителя Б.С. - Л. настаивал на заявленных требованиях, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представители заинтересованного лица Кабинета Министров Чувашской Республики просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Тарифов не противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные Б.С. требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе разбирательства по делу установлено, что в 2015 году в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам обратился ряд коммерческих перевозчиков, использующих в своей деятельности преимущественно транспортные средства категории "М2", с заявлением об увеличении действующего предельного максимального тарифа за проезд пассажира и провоз одного места багажа, установленного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.01.2013 № 4 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом", в связи с ростом цен на бензин, дизельное топливо, шины, запасные части. В то же время от автотранспортных организаций, чей автопарк состоит преимущественно из транспортных средств категории "М3", соответствующих обращений не поступало.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству РФ предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В указанный перечень вошли услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 № 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги в Чувашской Республике осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов), в пределах своих полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.
В целях реализации полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 № 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, в который включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) (приложение № 1).
Из изложенного следует, что рассматриваемое регулирование принято Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением предусмотренных правил введения в действие нормативных правовых актов соответствующего уровня.
Что касается доводов заявителя о противоречии оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд исходит из следующего.
Отнесение транспортного средства к категориям "М2", "М3" осуществляется в соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112, согласно которому под "транспортным средством категории "М2" понимается транспортное средство, использующееся для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальную массу не свыше 5 тонн; под "транспортным средством категории "М3" - транспортное средство, использующееся для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальную массу свыше 5 тонн.
Из указанных Правил следует, что федеральный законодатель, установив деление транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, в зависимости от максимальной массы на категории "М2" и "М3", предусмотрел и различное правовое регулирование в их отношении.
Различные требования, предъявляемые к организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом названных категорий, отражены в пунктах 31, 35, 38, 96 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112.
Изложенное свидетельствует, о том, что установление Кабинетом Министров Чувашской Республики различных тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным транспортом в зависимости от принадлежности транспортных средств к различным категориям нельзя рассматривать как произвольное.
Согласно статье 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", на положения которой ссылается заявитель, правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, пункты 43, 44 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных уже упомянутым Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 и пункты 4, 11 Приложения № 1 к указанным Правилам, предусматривают форму и обязательные реквизиты билетов, среди которых перечислен и вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира.
Между тем, установлению на федеральном уровне обязательной формы билетов, по которым осуществляется проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, оспариваемые Тарифы не противоречат.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Между тем, как указано выше, государственное регулирование ценообразования в сфере услуг по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении прямо предусмотрено федеральным законодательством, в том числе и путем установления фиксированных тарифов на соответствующие услуги.
Следует признать, что утверждение оспариваемых Тарифов само по себе не привело к введению ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или дискриминационных условий, не создало необоснованных препятствий к осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не установило для пользователей услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, а равно и иным образом не нарушило запрет на ограничение конкуренции, установленный в ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Не находит суд оснований рассматривать утверждение рассматриваемых Тарифов как соглашение между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, запрет на совершение которых содержится в ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, доводы заявителя о несоответствии Тарифов в оспариваемой части законодательству о защите прав потребителей и о защите конкуренции следует признать необоснованными.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят вне пределов полномочий Кабинета Министров Чувашской Республики и противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, требования заявителя о признании его в части незаконным (недействующим) удовлетворению не подлежат.
Необоснованными следует признать и вытекающие из них требования Б.С. о возложении обязанности на Кабинет Министров Чувашской Республики установить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом для транспортных средств категории "М3" на уровне тарифов для транспортных средств категории "М2", установленных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 в целях единообразного применения тарифов.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд не вправе возлагать на орган или должностное лицо обязанность внести в принятый ими акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции соответственно органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Б.С. о признании незаконными (недействующими) подпунктов 1.1.1.1, 1.2.1.1, 1.2.2.1 Тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44, возложении обязанности на Кабинет Министров Чувашской Республики установить тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом для транспортных средств категории "М3" на уровне тарифов для транспортных средств категории "М2", установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.02.2015 № 44 в целях единообразного применения тарифов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда
Чувашской Республики
А.Е.СПИРИДОНОВ

В окончательной форме решение составлено 08.05.2015


------------------------------------------------------------------