По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации г. Канаша ЧР от 22.05.2015 N 623 "Об утверждении муниципального доклада о состоянии условий и охраны труда в г. Канаш в 2014 году"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАНАША
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. № 623

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОКЛАДА
О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. КАНАШ
В 2014 ГОДУ

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемый муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в г. Канаш в 2014 году.
2. Начальнику отдела информатизации администрации г. Канаш Глазову Н.С. обеспечить освещение основных положений доклада на сайте администрации г. Канаш.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации
города Канаш
Л.П.ИВАНОВА





Утвержден
постановлением
главы администрации
города Канаш
от 22.05.2015 № 623

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В Г. КАНАШ
В 2014 ГОДУ

Муниципальный доклад "О состоянии условий и охраны труда в г. Канаш в 2014 году" подготовлен на основе данных, представленных предприятиями, организациями и учреждениями г. Канаш. В муниципальном докладе представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, показатели экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда, определены основные направления работы в 2015 году.
На территории г. Канаш по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии на 01.01.2015 деятельность осуществляют 1981 хозяйствующих субъекта, государственных 50, муниципальных 49 хозяйствующих общества, индивидуальные предприниматели 1429. Среднесписочная численность работников составляет 23965 человека.
В целях решения задач по улучшению условий и охраны труда основное вниманием администрацией города Канаш уделяется:
- реализации муниципальной программы содействие занятости населения;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- организации обучения по охране труда руководителей и отдельных категорий застрахованных,
- создания служб охраны труда в организациях с численностью более 50 работающих,
- оказания практической и методической помощи по улучшению условий и охраны труда.
В 2014 году при администрации города Канаш работал Координационный совет, утвержденный постановлением администрации города Канаш Чувашской Республики № 1039 от 22.10.2013 по охране труда, образованный с участием работодателей и работников. Состоялось 2 заседания, на которых было рассмотрено 10 вопросов. Координационный совет работает по утвержденному плану, который включает вопросы состояния условий и охраны труда в организациях, производственного травматизма, соблюдения законодательства об охране труда, организации служб охраны труда на предприятиях, организациях и учреждениях, финансирования охраны труда, состояния охраны труда в отраслях экономики, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и др.
В городе Канаш, в целях обеспечения продуктивной занятости экономически активного населения администрацией г. Канаш Чувашской Республики разработана "Муниципальная программа "Содействие занятости населения" на 2014 - 2020 в города Канаш Чувашской Республики", которая утверждена постановлением главы администрации от 31.12.2013 № 1469.
Муниципальная программа "Содействие занятости населения" на 2014 - 2020 годы в г. Канаш Чувашской Республики разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации по занятости населения и охране здоровья граждан, Федеральным законом от 19.04.1991 № 1032-1-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8 "О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года".
В Программу входят две подпрограммы:
- "Обеспечение защиты населения от безработицы и содействие в трудоустройстве";
- "Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в городе Канаш".
Главной целью Программы является обеспечение продуктивной занятости экономически активного населения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- предотвращение роста напряженности на рынке труда;
- реализация мероприятий активной политики занятости населения;
- развитие системы муниципального управления охраной труда.
Программа рассчитана на 2014 - 2020 годы.
Ход и результаты реализации мероприятий Программы рассматриваются по решению главы администрации г. Канаш на расширенных совещаниях при главе администрации г. Канаш.
Содержание программы: правовое и нормативное обеспечение в области охраны труда; организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих; усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда; учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих; профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих; информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.
Обучение по охране труда играет важную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2014 году обучение по охране труда в учебных центрах и на предприятиях прошли 819 человека. Система обучения по охране труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации позволяет проводить обучать руководителей и специалистов бюджетных организаций, содействует развитию института общественного контроля за охраной труда путем обучения уполномоченных лиц профсоюзов и членов комитетов (комиссий) по охране труда и в целом способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В целях повышения эффективности обучения, большего охвата обучаемых, сокращения расходов на командировки обучающими организациями практикуется выездное обучение по охране труда. Преподаватели ЦНТИ, учебного центра Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, государственного учреждения "Республиканский центр охраны труда" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики по мере укомплектования групп, проводят обучение по охране труда в организациях города. В систему обучения успешно внедряются технические средства (манекен - тренажер, плакаты, мультимедийные системы и т.п.). Обучающим бесплатно выдается комплект справочной, учебной и методической литературы по охране труда. В ходе обучения повышается уровень культуры слушателей, расширяется их кругозор. Важное место в учебных программах уделяется вопросам трудового законодательства, что способствует повышению правовой грамотности слушателей.
Согласно Трудовому кодексу, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. На сегодняшний день не во всех организациях города, где численность работников превышает 50 человек, введена должность специалиста по охране труда. В основном на предприятиях обязанности по охране труда возложены на других специалистов (главный инженер, отдел кадров и т.д.).
Анализ системы управления охраной труда показывает, что муниципальное управление охраной труда идет по пути динамического развития (табл. 1).

Таблица № 1

Годы
Количество предприятий, организаций и учреждений
Наличие специалиста или ответственного лица по охране труда
всего
свыше 50 чел. работающих
до 50 чел. работающих
всего ответственных лиц по охране труда
количество служб по охране труда/количество работающих в них чел.
кол-во организаций с численностью свыше 50 чел., где отсутствует служба охраны труда
охват службами охраны труда организаций, с численностью работающих свыше 50 чел., %
2010
671
51
620
491
41/45
12
77,4
2011
671
52
619
490
41/47
12
78,8
2012
672
52
620
491
41/45
12
77,5
2013
576
52
524
410
41/45
10
78,8
2014
578
55
523
410
41/45
10
78,8

Раздел 1

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ ПО Г. КАНАШ

Производственный травматизм характеризируется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года № 73 "Об утверждении форм документов необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве" и положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, в отдельных отраслях и организациях. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенного, морально и физически устаревшего оборудования, и технологических процессов, несоблюдение требований безопасности приводят к полной или частичной утрате трудоспособности.
В настоящем разделе приводятся данные о состоянии производственного травматизма в целом по городу Канаш (табл. 2).

Таблица № 2

Состояние производственного травматизма в г. Канаш
за период с 2010 по 2015 годы

Город
Годы
Число пострадавших на производстве, человек
В том числе со смертельным исходом, человек
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве
всего
на 1000 работающих
всего
на 1000 работающих
всего
на 1 пострадавшего, дней
1
2
3
4
5
6
7
8
Канаш
2010
12
1,2
-
-
560
46,67
2011
12
1,2
-
-
251
20,92
2012
12
1,2
-
-
711
59,25
2013
11
1,1
1
0,06
446
40,55
2014
7
0,7
2
0,2
385
55

Всего в 2014 год на территории города Канаш произошло 6 несчастных случая на производстве, в том числе на Путевой машинной станции № 205 структурного подразделения Горьковской дирекции по ремонту пути произошел 1 групповой случай со смертельным исходом 2 человек, в ЗАО "Промтрактор-Вагон" 1 человек, 4 несчастных случая на производстве с легким исходом произошли на ЗАО "Промтрактор-Вагон", ОАО "Канашский автоагрегатный завод" и ООО НПФ "Эмаль".
Всего в 2013 году на территории города Канаш произошло 11 несчастных случаев на производстве, в том числе на ОАО "АККОНД" ХКЦ произошел 1 случай со смертельным исходом. 4 несчастных случая на производстве с тяжелым исходом произошли на ЗАО "Промтрактор-Вагон" и Канашский элеватор - филиал ОАО "Чувашхлебпродукт".
В 2012 году несчастные случаи с тяжелым исходом произошли в Филиале "Конструктор" МООИ "Гефест-С" Подразделение № 1, ООО "Центральный"
В 2011 году несчастный случай с тяжелым исходом произошло в АУ ЧР НПО "Профессиональное училище № 2 г. Канаш"
В 2010 году несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом было в 4 предприятиях: ООО "Промбаза", Канашское "ПАТП-филиал ГУП ЧР, ООО "Строитель", ОАО "Канашский автоагрегатный завод"
Анализ причин несчастных случаев на производстве показал, что основными причинами являются:
- несоблюдение работодателями, ответственными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда;
- пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства;
- воздействие опасных и вредных производственных факторов на работающих в связи с отсутствием финансовых средств организаций на улучшение условий и реконструкцию рабочих мест;
- несовершенства технологических процессов;
- неприменения средств индивидуальной защиты;
- несоблюдение правил и инструкций по охране труда самими работающими;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины;
- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда;
- личная неосторожность пострадавших.
Снижение работодателями ответственности и требовательности к контролю за соблюдение безопасных и безвредных условий труда, не выполнение инструкций, правил и норм по охране труда приводит к несчастным случаям на производстве. Производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери. Основными его причинами являются плохая организация производства работ; несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдение норм, правил и инструкций по охране труда.
В целях улучшения состояния производственного травматизма требуется осуществление организационных, правовых мероприятий (в том числе опосредованных в коллективных договорах) побуждающих работодателей соблюдать законодательство по охране труда.

Раздел 2

УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников напрямую зависят от состояния условий труда. Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание, таким образом, безопасных условий труда ведут к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
По представленным данным учреждений, организаций и предприятий, количество работающих на тяжелых, вредных и опасных условий труда составляет 18,76%, улучшены условия труда 25,34% работникам.
Удельный вес работников, работающих в неблагоприятных условиях труда, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занятых тяжелым физическим трудом показан в таблице 3.

Таблица № 3

Удельный вес работников,
занятых во вредных условиях труда
(в процентах от общей численности работников
по представленным данным 17 учреждений, организаций
и предприятий города Канаш)

Условия труда
Годы
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Работники, занятые:







в неблагоприятных условиях труда
27,1
26,9
26,8
26,6
26,2
44,1
18,76
в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
21,0
20,8
20,4
20,2
20,1
19,3
9,13
тяжелым физическим трудом
6,1
6,0
5,9
5,8
5,7
2,6
0,11

Большинство работников, занятых тяжелым физическим трудом, работают в организациях машиностроения, железнодорожного транспорта.
Неудовлетворительные условия труда работающих обусловлены воздействием на них физических факторов производственной среды (повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных полей (ЭМП), недостаточная освещенность рабочих мест, неблагоприятные микроклиматические условия).
Неудовлетворительные условия труда являются причиной формирования у работающих профессиональных заболеваний. Законодательством Российской Федерации предусмотрено право работника на льготы и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. На предприятиях города реализуется право работника, работающего во вредных и (или) опасных условиях труда, на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов, право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении определенного стажа работы во вредных и (или) опасных условиях труда.

Раздел 3

ЗАТРАТЫ НА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Состояние условий и охраны труда характеризуется данными о затратах на мероприятия по охране труда и возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, представленными организациями и предприятиями г. Канаш. Вместе с тем финансирование мероприятий по охране труда остается недостаточным.
На мероприятия по охране труда в 2014 году израсходовано 66714,14 тысяч рублей, в 2013 году 47917,72 тысяч рублей, в 2012 г. 35196 тысяч рублей, в 2011 г. 30066 тысяч рублей, в 2010 году 9475 тысяч рублей, 2009 году 14355 тысяч рублей. Среди предприятий города Канаш следует отметить работу ОАО "Канашский завод резцов" - 351 тыс. руб., ООО "Оптовик" ТЦ Эссен - 324 тыс. руб., ОАО "Канашский завод электропогрузчиков" - 84 тыс. руб., ООО "Канмаш ДСО" - 713 тыс. руб., ООО "Оптово-розничное объединение Чувашпотребсоюз" - 165 тыс. руб., ОАО "Газпром газораспределение" - 1378,14 тыс. руб., ДООО "Канашстрой", ЗАО "Стройтрест № 3" - 311 тыс. руб.
В расчете на одного работающего в 2014 году было израсходовано 37,86 тыс. руб.
Увеличение финансового обеспечения охраны труда в организациях, свидетельствует о наметившейся тенденции выполнения работодателями требований трудового законодательства по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, мероприятий по снижению травматизма: расходы на приобретение средств индивидуальной защиты, бесплатная выдача молока, приобретение аптечек первой помощи, обучение по охране труда, приобретение плакатов, нормативной литературы по охране труда, оборудование стендов и углов по охране труда и т.д.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В городе аттестация рабочих мест проведена на 11 учреждениях, организациях и предприятиях, с численностью рабочих мест более 50 человек, где общее количество рабочих мест составляет 1545.
Основной проблемой в области развития аттестации рабочих мест по условиям труда остаются незаинтересованность со стороны работодателей, отсутствие финансовых средств. В результате удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2014 году, составляет 30,9% от общего количества учреждений, организаций и предприятий с численностью работающих более 50 человек. В 2013 году, в городе Канаш аттестация рабочих мест проведена на 15 учреждениях, организациях и предприятиях города Канаш, где количество рабочих мест составляет 2786. В результате удельный вес учреждений, организаций и предприятий, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2013 году, составляет 45,8% от общего количество учреждений, организаций и предприятий с численностью работающих более 50 человек.

Раздел 4

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Система социального партнерства является важным механизмом объединения усилий в области охраны труда. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда.
Главное в социальном партнерстве - принятие необходимых мер по решению социально-трудовых вопросов, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан, недопущение ухудшения условий труда, социальной защиты отдельных категорий граждан, создание оптимальных условий хозяйствования для организаций, направленных на повышение экономической эффективности, рост производства, проведение структурных реформ и содействие модернизации отраслей экономики, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, создание условий и стимулов для защиты трудовых прав граждан, улучшение условий и охраны труда.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 7 "О социальном партнерстве" в городе проводится уведомительная регистрация коллективных договоров, заключаемых в учреждениях, организациях и предприятиях города Канаш.
Количество договоров заключены в 2014 году составило 10 учреждений, организаций и предприятий, по сравнению с 2013 годом их количество увеличилось.
Большой проблемой остается принятие коллективных договоров в субъектах малого и среднего предпринимательства, в том числе у индивидуальных предпринимателей-работодателей. Основной причиной не заключения коллективных договоров является отсутствие органа, представляющего интересы работников. В городе ведется работа в области улучшения условий и охраны труда в сфере малого бизнеса. Всем предпринимателям, руководителям малого предпринимательства в администрации г. Канаш оказывается методическая помощь по охране труда и трудовым отношениям.
В течение года оказывалась практическая и методическая помощь по вопросам условий и охраны труда и трудового законодательства всем обратившимся в администрации г. Канаш. За 2014 год принято 12 человек (2013 год принято 95 человек, 2012 год принято 151 человек 2011 год - 103 человек, 2010 год - 123 человек).
В городе ежегодно проводится смотр-конкурс по охране труда среди предприятий, организаций и учреждений. В 2014 году в смотре-конкурсе по охране труда по итогам работы за 2013 год приняли участие 24 организаций. При подведении итогов основными условиями, определяющими победителей, являлись: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, наличие коллективного договора, отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом, снижение числа несчастных случаев на производстве с временной утратой нетрудоспособности и профессиональных заболеваний, наличие служб охраны труда, затраты на мероприятия по охране труда. Победителей определяли по четырем группам в зависимости от численности работающих. Предприятия-победители смотра конкурса по охране труда по итогам 2013 года среди организаций: БУ ЧР "Канашский межтерриториальный медицинский центр" МЗ и СР Чувашской Республики - по 2 группе организаций с численностью работающих от 500 до 2500 человек; НУЗ "Узловая больница на ст. Канаш ОАО "РЖД" - по третьей группе с численностью работающих от 100 до 500 человек; АПОУ "Канашский строительный техникум" МО и МП Чувашской Республики - по четвертой группе с численностью работающих до 100 человек. ОАО "Канашский автоагрегатный завод".
В 1 по 30 апреля 2014 г. в городе был проведен месячник по охране труда:
- принято постановление главы администрации г. Канаш "О проведении месячника по улучшению условия и охраны труда в г. Канаш" за № 269 от 24.03.2014, постановление было опубликовано на сайте администрации, направлено электронной почтой предприятиям, организациям, и учреждениям города;
- на всех предприятиях города в организациях и учреждениях, в соответствии с принятым постановлением администрации г. Канаш, проведен месячник по улучшению условий и охраны, в рамках которого проведены мероприятия по охране труда, на которые было израсходовано 911 тыс. руб.;
28 апреля 2014 г. в организациях города был проведен Всемирный день охраны труда.
22 апреля 2014 года прошел городской конкурс профессионального мастерства "Лучший специалист по охране труда г. Канаш 2014 года". На заседании городской комиссии по проведению и подведению итогов городского конкурса профессионального мастерства "Лучший специалист по охране труда г. Канаш 2014 года" победителем признана Константинова Людмила Михайловна - инженер по охране труда АУ ЧР СПО "Канашский транспортно-энергетический техникум" Минобразования Чувашии. Константинова Людмила Михайловна приняла участие на республиканском конкурсе "Лучший специалист по охране труда Чувашской Республики 2014 года", где заняла третье призовое место, за что была награждена ценным подарком.

Раздел 5

ЗАДАЧИ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА 2015 ГОД

Состояние охраны труда в городе Канаш показывает, что проблемы охраны труда требуют решения комплекса правовых, организационных, социальных, экономических и других задач.
Анализ производственного травматизма позволяет сделать вывод, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, в результате отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению требований охраны труда. Иногда, чтобы устранить эти причины не требуется серьезных финансовых затрат.
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо активнее проводить обучение работающих по соответствующим программам непосредственно самими организациями. Недостатки в обучении, проведении инструктажей по охране труда, а также стажировке вновь принятых работников, влияют на уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Идеология современной охраны труда - довести до сознания работодателей и работников мысль о том, что нет более высокой ценности, чем жизнь и здоровье человека.
Другим важным направлением является создание безопасных условий труда в организациях малого бизнеса, количество которых с каждым годом увеличивается.
Охрана труда требует усиленного внимания, как на уровне государства, так и работодателя, и предпринимателя. Государственная политика в области охраны труда законодательно устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Также необходимо обратить усиленное внимание на повышение, как заинтересованности, так и ответственности работодателей за страхование жизни работников.
Социальная защита работников от профессиональных рисков, становление социального партнерства, эффективное взаимодействие органов управления, надзора и контроля, местного самоуправления, объединения работодателей и работников, реализация законодательства об охране труда в конечном счете способствует социально-экономическому развитию города.


------------------------------------------------------------------